2. Подходы к периодизации психического развития
Изменение нашего «Я», как правило, происходит постепенно и самим человеком воспринимается как плавное (за исключением особых жизненных ситуаций, которые могут вызвать существенную переоценку ценностей, мировосприятия). Однако, наблюдая за другими людьми со стороны, особенно за детьми, мы можем видеть, насколько отличается человек в разных возрастах.
Категорию «возраст» используют в своих теоретических построениях ученые, разделяющие концепцию стадиального развития психики. Среди них З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др. Все они считают, что в психическом развитии человека можно выделить стадии.
Стадия — определенная ступень, период, этап в развитии чего-либо, имеющие свои качественные особенности.
Стадии психического развития отличаются друг от друга своеобразным сочетанием характеристик психических проявлений и поведения. Эти характеристики и определяют психологические особенности конкретного возраста. Многие авторы пытаются найти определенные закономерности перехода с одной стадии в другую, и эти попытки связаны с т.н. периодизациями психического развития.
Периодизация психического развития – рассмотрение психического развития человека как процесса перехода с одного периода на другой.
Периоды отличаются спецификой ситуации развития, воздействующими факторами, характером решаемых человеком задач. Однако в качестве основных критериев периодизации разные авторы выделяют различные параметры.
В. Штерн и Р. Заззо в качестве критерия периодизации выделяют один внешний признак. При этом первый из них в качестве критерия рассматривал периоды биологической эволюции и исторического развития человечества, а второй — существующие ступени системы воспитания и обучения.
П.П. Блонский в качестве объективного признака для возрастной периодизации выбрал время появления и смены зубов. Базируясь на этом, он выделял беззубое детство (до 2 - 2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет), детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).
Периодизация австрийского психолога Зигмунда Фрейда учитывает особенности психосексуального развития. Как известно, в основе воззрений З. Фрейда лежит предположение, что основа поведения человека связана с инстинктами, среди которых особая роль отводится «либидо» (сексуальному влечению). Либидо по своей природе является энергетически мощной, но бессознательной силой и постоянно стремится к разрядке. Сложности у человека возникают из-за того, что эта разрядка часто затруднена из-за противоречия влечения и принятых социальных норм. В основе периодизации З. Фрейда лежит анализ того, какие области тела в каком возрасте являются источником наслаждений. Исходя из этого, им выделяется: оральная стадия (до 1,5 лет); анальная стадия (1,5 — 3 года); фаллическая стадия (З—5 лет); латентная стадия (6—12 лет); генитальная стадия (с 12 лет).
Для нас особый интерес представляют взгляды Л. С. Выготского. Исследуя динамику переходов от одного возраста к другому, Л. С. Выготский пришел к выводу, что изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Исходя из этого, им выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Стабильный период характеризуется плавным ходом процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка, длятся по нескольку лет и составляют большую часть жизни человека. Изменения, которые происходят на протяжении длительного времени, как правило, незаметны для окружающих. Но, накапливаясь, в конце периода они обуславливают качественный скачок в развитии, что и определяет появление возрастных новообразований. Поэтому об уровне развития можно судить, сравнив начало и конец стабильного периода. Кризисным стадиям (периодам) развития Л. С. Выготский отводил также важнейшую роль. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго и представляют собой краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии. В целом же, по мнению Л. С. Выготского, психическое развития представляет собой чередование кризисных и стабильных периодов развития. На основе этого им предложена возрастная периодизация, которая включает: кризис новорожденности; младенческий возраст (2 месяца — 1 год); кризис 1 года; раннее детство (1—3 года); кризис 3 лет; дошкольный возраст (3—7 лет); кризис 7 лет; школьный возраст (8—12 лет); кризис 13 лет; пубертатный период (14—17 лет); кризис 17 лет. При рассмотрении каждого возрастного периода Л. С. Выготский полагал, что необходимо принимать в расчет особенности социальной ситуации развития и основные новообразования возраста.
Среди всех подходов к периодизации психического развития особое место занимают теоретические построения советского психолога Д. Б. Эльконина и американского психолога Э. Эриксона.
- Министерство образования республики беларусь
- 1. Психология развития как наука.
- 2. Структура и связь психологии развития с другими науками.
- 3. Методы психологии развития.
- 1. Роль теорий в развитии психологии развития.
- 2. Краткая характеристика некоторых теорий развития.
- 3. Основные положения культурно-исторической теории л. С. Выготского.
- 4. Содержание теории стадиального развития психики ж. Пиаже.
- Тема. Периодизация психического развития
- 1. Понятие психического развития.
- 2. Подходы к периодизации психического развития
- 3. Характеристика периодизации психического развития по д. Б. Эльконину.
- 4. Стадии психосоциального развития по э. Эриксону.
- Раздел 2. Психическое развитие в дошкольном возрасте.
- 3. Физическое и психическое развитие младенца.
- 1. Содержание социальной ситуации развития в раннем детстве.
- 3. Кризис трех лет как результат психического развития ребенка.
- Тема. Психологическая готовность ребенка к школе.
- 2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе.
- 3. Психодиагностика готовности ребенка к обучению в школе.
- Раздел 3. Психическое развитие в период обучения в школе.
- Раздел 4. Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте.
- 2. Профессиональная деятельность и семья как основные сферы жизнедеятельности человека в зрелом возрасте.
- 3. Психическое развитие человека в семье.
- 4. Общая характеристика психического развития в пожилом возрасте.