Раздел 4. Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте.
ТЕМА. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.
Структура темы.
1. Общая характеристика периода ранней взрослости. Возрастные границы ранней взрослости. Основные задачи, решаемые личностью в ранней взрослости. Ранняя взрослость как период активного поиска себя в профессиональной деятельности. Создание семьи.
2. Две линии развития в период ранней взрослости (по Э.Эриксону). Нормальное и неблагоприятное развитие в ранней взрослости по Э.Эриксону. Формирование близости с любимым человеком как показатель нормального развития. Изоляция, замкнутость личности как показатель неблагоприятного развития личности. Влияние развития в ранней взрослости на последующую жизнь человека.
3. Межличностные отношения в ранней взрослости. Обусловленность дружбы ценностно-ориентационным единством, общностью интересов, общностью идеалов, общностью устремлений. Особенности взаимоотношений со взрослыми.
4. Любовь в период ранней взрослости. Влияние половой дифференциации на любовь. Содержание ролевой половой идентификации (осознание своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, усвоение психосексуальных установок и ориентаций). Существование противоречий в побуждениях к взаимоотношениям у юношей и девушек.
Краткая расшифровка темы.
1. Общая характеристика периода ранней взрослости. Возрастные рамки данного периода различными авторами ставятся в зависимость от действия разных факторов. Общепринятым является лишь положение о значимости влияния принадлежности к определённому поколению на индивидуальные особенности составляющих её субъектов. В среднем большинство авторов нижней границей ранней взрослости считают 16-17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называются 24-25 лет, на который приходится завершение социализации, т.е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. Иногда этот возраст называют юностью, поздней юностью, периодом молодости.
Самым важным новообразованием ранней взрослости можно считать достижение социальной зрелости. Поскольку в период ранней взрослости человек впервые непосредственно вступает в контакт с обществом, то, главной проблемой его становится решение следующих социальных задач: получение образования, овладение профессией, приобретение определённого социального статуса, создание семьи. Решение этих задач требует от молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, принятия особенных решений. Таким образом поддерживаются, расширяются и подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются мотивы его поведения. По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, развитие в период ранней взрослости имеет кризисный характер. Анализ проявления кризиса встречи со взрослостью позволяет заключить, что основным его содержанием является кризис идентичности. Автор теории идентичности Э.Эриксон писал, что формы идентичности пластичны и имеют возрастную динамику. При переходе с одной стадии, характеризующейся определённой формой идентичности, на другую неизбежно возникает кризис идентичности. Таким образом, кризис идентичности не является специфической принадлежностью ранней взрослости, а проявляется на всех стадиях возрастного развития. Тем более что молодые люди часто пребывают в состоянии неустойчивой идентичности, которая находится в процессе формирования. Поэтому они столь часто испытывают сомнения в своём тождестве самому себе. Следует ещё раз подчеркнуть, что, согласно Э.Эриксону, для кризиса идентичности нормален и, более того, необходим период так называемой спутанной идентичности, т.е. потери ориентиров в самом себе. А результатом кризиса идентичности ранней взрослости является приобретение взрослой идентичности.
Время ранней взрослости для многих – это ещё и пора ученичества, время обретения профессии, начала трудовой деятельности и связанных с этим изменений социального статуса: начало самостоятельной трудовой деятельности даёт основу для экономического отделения от родительской семьи, а реализация себя в выбранной профессии – возможность творческих достижений.
Стремление к получению образования (высшего или среднего специального) в принципе характерно для всех социальных молодёжных групп, а путь «в студенты» намечается задолго до того, как человек получает возможность профессионального выбора.
Наиболее значимыми мотивами выбора профессии в ранней взрослости являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, её престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.
Желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено по крайней мере 5 основными мотивами. Это – любовь, духовная близость, материальный расчёт, психологическое соответствие и моральные соображения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений.
Поиск партнёра для жизни, отделение от родительской семьи, приобретение профессии и начало собственной профессиональной и личностной жизни – условия для выработки собственного индивидуального жизненного стиля. Одновременно это даёт возможность обрести и реализовать индивидуальные смыслы жизни. Способность личности разрешать внутренние противоречия, выстраивать собственную систему ценностей, создавать жизненную перспективу и определять стратегические цели являются мерилом её человеческой зрелости.
Многие исследователи полагают, что взросление необходимо рассматривать как стадию с открытым концом на том основании, что задачи взросления – пожизненные задачи, которые только начинают решаться в период взросления. И действительно, проблемы, встающие в ранней взрослости (смысл жизни, выбор профессии, создание семьи), могут быть не менее актуальны и в последующие жизненные периоды.
2. Две линии развития в период ранней взрослости (по Э.Эриксону). В психическом развитии в период ранней взрослости выделяются две линии развития (по Э.Эриксону): нормальный ход развития и неблагоприятное развитие. Нормальный ход развития связывается с понятием близости, а неблагоприятное развитие - с чувством одиночества.
Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость двух людей. В это понятие он включает способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошёл предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости.
Понятие близости между людьми не обязательно связано с сексуальным влечением, оно распространяется и на дружбу. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество – состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Молодой человек психологически готов к близости. Он способен отдать себя сотрудничеству с другими в конкретных социальных группах и обладает достаточной этической силой, чтобы твёрдо придерживаться такой групповой принадлежности, даже если это требует значительных жертв и компромиссов. Молодость психологически нуждается в другом человеке, в социальной взаимности. Поиск партнёра и вступление в брак – одно из средств её достижения и одна из важных задач, решаемых молодостью.
Избегание переживаний и контактов, требующих близости, из-за тревожной боязни утраты собственного «Я» в молодости может привести к чувству изоляции, глубокого одиночества и последующему состоянию полной самопогружённости и дистанцирования от любых попыток сблизиться извне. Вместо чувства близости и открытости по отношению к другому возникает стремление сохранить и удлинить дистанцию, не пускать других на свою психологическую «территорию», в свой внутренний мир. На этой основе в молодости могут формироваться нарушения характера, психопатологии. Существует опасность, что эти стремления и возникающая на их основе предвзятость могут превратиться в личностные качества.
3. Межличностные отношения в ранней взрослости. В период ранней взрослости несколько по-другому складываются отношения с друзьями, которых уже не хочется переделать. Они принимаются такими, какие они есть. Становится интересным не только то, что в тебе, но и то, что в других. Дружеские отношения как вид устойчивых межличностных отношений характеризуется глубокими эмоциональными контактами, взаимной привязанностью их участников, взаимным ожиданием ответных чувств и предпочтительности, а также усилением мотива аффилиации (стремление к вступлению в общение с членами своего общества, стремление к созданию, сохранению и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми). Основными признаками дружбы в этом возрасте являются: глубина, устойчивость и интенсивность отношений. Она основывается на общности интересов, идеалов, устремлений, единстве ценностных ориентаций.
Меняется позиция в общении со взрослыми разных возрастов. Если раньше общение осуществлялось с детской позиции, то теперь это общение взрослого со взрослым. Поначалу это может затруднять и удивлять молодого человека, но потом становится привычным и приносит чувство удовлетворения.
Особую значимость в ранней взрослости сохраняет общение с родителями. Это период завершения процесса отделения молодого человека от семьи. Теперь происходит не только эмоциональное подростковое, но и реальное отделение, которое необходимо для осуществления своей индивидуальной взрослой жизни. В отличие от подросткового негативизма, критики, оппозиции родителям для юности характерны процессы обособления и даже временное отстранение от семьи, после которого эмоциональный контакт восстанавливается на более высоком уровне. А отношения становятся партнёрскими, в которых и взрослый ребёнок, зачастую уже с собственной семьёй, и родители помогают друг другу в процессе собственного развития.
Однако к процессу реального отделения от семьи не всегда готовы как сам молодой человек, так и его семья. Затруднить процесс обособления может неразрешённость основных задач юности: формирования социальной зрелости и личностного самоопределения. Чаще основное сопротивление оказывает семья, которая не может сохранить свою целостность, отпустив молодого человека. В особо трудной ситуации оказывается молодой человек, выросший в неполной семье, поскольку его отделение может во многом лишить мать смысла собственного существования. Труднее может происходить отделение у младших детей, если родители болезненно переживали отделение старшего.
Помимо завершения процесса отделения от семьи можно отметить, что в период юности происходит осознание старения родителей, которое является прообразом собственного старения. И это может вызывать довольно сильные эмоциональные реакции. Кроме того, только теперь происходит понимание сути жизни родителей, их ошибок и достижений. Иногда появляется желание применить к ним свои знания, проиграть дома роль терапевта. Нередко к этому склоняют молодых людей сами родители.
4. Любовь в период ранней взрослости. Любовь – одна из важнейших человеческих ценностей, открываемых молодостью. Любовь, как понимали уже древние греки, на этом отрезке жизни многолика: это и филиа эретика – дружба между влюблёнными, и агапэ – бескорыстное, жертвенное чувство, и эунойя – отдавание, и патос – любовное желание, и харис – любовь, опирающаяся на благодарность и уважение, и мания – необузданная страсть, и эрос – желание. Мы должны отметить общность всех «ликов любви» - они ориентированы на другого человека и ищут, добиваются взаимности.
В ранней взрослости особое значение имеет эротическая сторона любви, желание полного слияния, соединения с одним человеком. Это желание по самой своей природе исключительно, а не всеобще, поэтому Э.Фромм называет эротическую любовь самым обманчивым видом любви.
Э.Эриксон считает, что именно по отношению к молодому человеку, а не к юноше и тем более подростку, можно говорить об «истинной генитальности», поскольку большая часть сексуальных эпизодов, предшествующих этой готовности к близости с другими, несмотря на риск утраты собственной индивидуальности, была лишь проявлением поисков своего «Я» или результатом фаллических (вагинальных) стремлений к победе в соперничестве, что превращало юношескую сексуальную жизнь в генитальную битву. Прежде чем будет достигнут уровень сексуальной зрелости, многое в половой любви будет исходить из своекорыстия, голода идентичности: каждый из партнёров в действительности старается лишь придти к самому себе. Любовь служит потребности в новой и взаимно разделённой идентичности и являет собой витальную силу ранней взрослости.
Половая идентичность личности предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а также психосексуальных установок и ориентаций (интерес к противоположному полу и т.д.). В ранней взрослости молодые люди ещё сохраняют подростковую узость и стереотипность ролевых предписаний, стараясь доказать себе и другим, что они им «соответствуют». В то же время они уже чувствуют, что их индивидуальность не вписывается в жёсткие рамки этой дихотомии, что мужские и женские качества не обязательно альтернативны и что сочетание их может быть разным.
На этапе ранней взрослости может сохраняться как подростково-юношеское, незрелое чувство любви, так и обретается зрелое, мудрое. Э.Фромм отмечал разницу между такой детской любовью и любовью зрелой. Незрелая любовь следует принципу «Я люблю, потому что меня любят»; в основе зрелой любви лежит принцип «Меня любят, потому что я люблю». Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен», зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я тебя люблю».
С развитием способности любить связано развитие объекта любви. На последующих возрастных ступенях любовь как важнейшее социально-психологическое обретение человека не покинет его, но во многом изменит своё качественное содержание в связи с рождением детей, появлением новых отношений с собственными родителями, с наращиванием социального и личностного, эмоционального опыта, с переживанием невозвратимых утрат. Любовь обретёт свою обобщённую, абстрактную ипостась – станет благоговением перед жизнью, превратится в любовь к Богу, разовьётся в гуманизм космического масштаба, станет искусством любить.
Э.Фромм считает, что на этапе молодости и взрослости человеку открывается также содержание братской любви как чувства ответственности, заботы, уважения, знания другого человека, как желание помочь ему в жизни; Материнской (отцовской) любви – установок, которые привьют ребёнку любовь и вкус к жизни, дадут ему почувствовать как прекрасно жить; любви к самому себе – не в смысле фрейдовского нарциссизма или эгоизма, а в форме уважительного и бережного отношения к собственной жизни, счастью, развитию, свободе; любви к Богу как к жизненному принципу, уважения мирового порядка и гармонии.
Появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития. Эриксоновская формула возраста звучит так: «Мы есть то, что мы любим».
ТЕМА. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЗРЕЛОМ И ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ.
Структура темы.
1. Молодость, средняя взрослость и зрелость как основные этапы психического развития в зрелом возрасте. Поиски себя, создание «мечты» и формирование стабильной структуры жизни как основа жизненной ситуации развития в молодости. Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности в средней взрослости. Самоактуализация, формирование самодостаточности в зрелом возрасте.
2. Профессиональная деятельность и семья как основные сферы жизнедеятельности человека в зрелом возрасте. Развитие потребности и чувства сохранения рода (генеративности) как показатель нормального развития в зрелом возрасте по Э.Эриксону. Застой, существование для себя как показатель неблагоприятного развития. Кризисы, которые человеку необходимо разрешить в зрелом возрасте по Р.Пекку.
3. Психическое развитие человека в семье. Основные функции семьи (воспитательная, духовного общения, хозяйственная, социального контроля, эмоциональная, сексуально-эротическая). Основные жизненные циклы семьи (зарождение семьи, рождение и воспитание детей, завершение активной жизнедеятельности семьи).
4. Общая характеристика психического развития в пожилом возрасте. Обусловленность психического развития выходом на пенсию, переменами в статусе, новыми ролями, возрастной перестройкой организма, ослаблением психической устойчивости и др.
5. Основные задачи развития в пожилом возрасте. Основные задачи развития в пожилом возрасте (понятие и освоение новых ролей, адаптация к потере физических возможностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие позиции в отношении смерти, деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости). Формирование цельности личности как показатель нормального развития. Возникновение отчаяния как следствие неблагоприятного развития личности.
Краткая расшифровка темы.
1. Основные этапы психического развития в зрелом возрасте: молодость, средняя зрелость и зрелость. Молодость (23-около 30 лет) характеризуется поиском себя, созданием «мечты» и формированием стабильной структуры жизни. Основными задачами развития в молодости являются осознание себя во взрослом статусе, принятие социальной ответственности, прав и обязанностей; овладение профессией и начало профессиональной деятельности; поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции; воспитание детей; формирование образа, стиля жизни и круга общения.
Молодость – это период, когда человек «более–менее прочно утверждается во взрослой жизни».
Одна из сторон социальной ситуации развития в молодости – это выбор спутника жизни и создание семьи. Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека – его духовный рост, развитие способностей и т.д. Создание семьи – это социальная задача («задача развития») молодых; молодые годы сензитивны для поиска и нахождения спутника жизни.
В молодости обнаруживается стремление к самовыражению (в выборе профессии, в карьере); вырабатывается индивидуальный жизненный стиль, обретение и реализация индивидуальных смыслов жизни; происходит выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей.
Средняя зрелость (около 30 лет – около 40 лет) характеризуется расцветом творческой активности и профессиональной деятельности. Это самый длительный и самый значительный для большинства людей период. Для этого возраста характерна личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. В это время происходит передача опыта другим, наставничество. Реализуется потребность в достижениях и социальном признании.
Зрелость (около 40 лет – 50-55 лет) – это время индивидуализации, формирования самодостаточности и независимости, самоактуализации личности.
- Министерство образования республики беларусь
- 1. Психология развития как наука.
- 2. Структура и связь психологии развития с другими науками.
- 3. Методы психологии развития.
- 1. Роль теорий в развитии психологии развития.
- 2. Краткая характеристика некоторых теорий развития.
- 3. Основные положения культурно-исторической теории л. С. Выготского.
- 4. Содержание теории стадиального развития психики ж. Пиаже.
- Тема. Периодизация психического развития
- 1. Понятие психического развития.
- 2. Подходы к периодизации психического развития
- 3. Характеристика периодизации психического развития по д. Б. Эльконину.
- 4. Стадии психосоциального развития по э. Эриксону.
- Раздел 2. Психическое развитие в дошкольном возрасте.
- 3. Физическое и психическое развитие младенца.
- 1. Содержание социальной ситуации развития в раннем детстве.
- 3. Кризис трех лет как результат психического развития ребенка.
- Тема. Психологическая готовность ребенка к школе.
- 2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе.
- 3. Психодиагностика готовности ребенка к обучению в школе.
- Раздел 3. Психическое развитие в период обучения в школе.
- Раздел 4. Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте.
- 2. Профессиональная деятельность и семья как основные сферы жизнедеятельности человека в зрелом возрасте.
- 3. Психическое развитие человека в семье.
- 4. Общая характеристика психического развития в пожилом возрасте.