1. Роль теорий в развитии психологии развития.
Научное знание, в отличие от «житейского» характеризуется более высоким уровнем обобщения в отношении различных объектов или явлений окружающего мира. Это возможно благодаря возникновению соответствующих теорий.
Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) — форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Существуют теории различных уровней, что связано со степенью обобщения и уровнем влияния на исследование предмета науки. Как отмечалось в рамках курса «Социальная психология», по мнению Р.Мертона можно выделить три уровня теорий: общие теории, теории среднего уровня, эмпирические теории.
Можно говорить о взаимосвязи теории и методологии.
Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, logos – учение, наука) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Если теория представляет собой целостную систему знаний в отношении определённого круга явлений, то методология определяет способ построения такой системы. Когда говорят о трех уровнях методологии, то подразумевают, что общая методология определяет общий (философский) способ познания; специальная методология — принципы исследования предмета науки; частная методология — методы и методики, используемые для изучения конкретного явления.
Теоретические основы психологии развития определяются как содержанием фундаментальных (общих теорий, по Р. Мертону) психологических теорий, так и содержанием теорий, возникших в рамках самой психологии развития, которые содержат обобщения исследований возрастных закономерностей психического развития (теории среднего уровня, по Р. Мертону). Последние часто называются теориями развития. Они влияют не только на развитие теоретических основ науки, но и на решение практических задач в различных сферах, и особенно в образовательной сфере. Это связано с тем, что исходная теоретическая позиция на основные факторы, условия и механизмы психического развития непосредственно отражается на организации деятельности образовательных учреждений, на содержании и направлениях подготовки педагогических кадров, на содержании образовательных технологий; на использовании методов стимулирования познавательной активности личности и др. В свою очередь, реальные проблемы образования ставят перед наукой новые вопросы, активизируют проведение новых исследований.
- Министерство образования республики беларусь
- 1. Психология развития как наука.
- 2. Структура и связь психологии развития с другими науками.
- 3. Методы психологии развития.
- 1. Роль теорий в развитии психологии развития.
- 2. Краткая характеристика некоторых теорий развития.
- 3. Основные положения культурно-исторической теории л. С. Выготского.
- 4. Содержание теории стадиального развития психики ж. Пиаже.
- Тема. Периодизация психического развития
- 1. Понятие психического развития.
- 2. Подходы к периодизации психического развития
- 3. Характеристика периодизации психического развития по д. Б. Эльконину.
- 4. Стадии психосоциального развития по э. Эриксону.
- Раздел 2. Психическое развитие в дошкольном возрасте.
- 3. Физическое и психическое развитие младенца.
- 1. Содержание социальной ситуации развития в раннем детстве.
- 3. Кризис трех лет как результат психического развития ребенка.
- Тема. Психологическая готовность ребенка к школе.
- 2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе.
- 3. Психодиагностика готовности ребенка к обучению в школе.
- Раздел 3. Психическое развитие в период обучения в школе.
- Раздел 4. Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте.
- 2. Профессиональная деятельность и семья как основные сферы жизнедеятельности человека в зрелом возрасте.
- 3. Психическое развитие человека в семье.
- 4. Общая характеристика психического развития в пожилом возрасте.