3. Психическое развитие человека в семье.
Семья является важным фактором психического развития личности в зрелом возрасте.
Изменяется социально-психологическое пространство семьи, которое существенно влияет на отношения между супругами. Поэтому в период зрелости к женщине переходит роль психотерапевта, так как она более интенсивно, чем мужчина, переживает изменения, происходящие в ней, и у нее самый оптимальный выход из жизненных ситуаций – это интеллектуализация всех проявлений жизни.
Для этого нужны силы, которые женщина может найти в том случае, если множество жизненных ситуаций не загонят ее в тупик постоянного стресса. Просто она научится с ними справляться, тем более что период зрелости приносит еще один постоянный источник стресса, у которого есть название – «синдром покинутого гнезда», это касается детей, покидающих дом.
Специалисты чаще всего связывают этот синдром с состоянием женщины, так как считают, что у нее в большей степени развито чувство сохранения семьи, любви к детям, заботы о них. С этим и связано более острое переживание пустоты, утраты смысла жизни.
Основными функциями семьи являются:
воспитательная – это подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе;
духовное общение – удовлетворение потребностей в духовном развитии, формирование нравственных качеств;
хозяйственная – удовлетворение материальных потребностей членов семьи; социального контроля, включающая организацию поведения членов семьи в соответствии с существующими социальными нормами;
эмоциональная – создание благоприятного климата и эмоциональной поддержки;
сексуально-эротическая – удовлетворение сексуальных потребностей, обеспечение биологического воспроизводства.
Основные жизненные циклы семьи. Зарождение семьи (первый цикл) включает в себя психологическую адаптацию друг к другу и к условиям семейной жизни, сексуальную взаимную адаптацию, приобретение жилья и совместного имущества и формирование отношений с родственниками. Второй жизненный цикл семьи – это рождение и воспитание детей. Этому циклу присуще расцвет хозяйственно-бытовой активности, изменение и сохранение эмоционально-духовной общности в новых условиях и возрастание значимости воспитательной функции семьи. И третий цикл – завершение жизнедеятельности семьи. Этот цикл характеризуется началом самостоятельной трудовой деятельностью детей и их самостоятельной семейной жизнью, увеличением доли отдыха и досуга для восстановления сил, появлением новых ролей («бабушек», «дедушек») и прекращением активной трудовой деятельности.
- Министерство образования республики беларусь
- 1. Психология развития как наука.
- 2. Структура и связь психологии развития с другими науками.
- 3. Методы психологии развития.
- 1. Роль теорий в развитии психологии развития.
- 2. Краткая характеристика некоторых теорий развития.
- 3. Основные положения культурно-исторической теории л. С. Выготского.
- 4. Содержание теории стадиального развития психики ж. Пиаже.
- Тема. Периодизация психического развития
- 1. Понятие психического развития.
- 2. Подходы к периодизации психического развития
- 3. Характеристика периодизации психического развития по д. Б. Эльконину.
- 4. Стадии психосоциального развития по э. Эриксону.
- Раздел 2. Психическое развитие в дошкольном возрасте.
- 3. Физическое и психическое развитие младенца.
- 1. Содержание социальной ситуации развития в раннем детстве.
- 3. Кризис трех лет как результат психического развития ребенка.
- Тема. Психологическая готовность ребенка к школе.
- 2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе.
- 3. Психодиагностика готовности ребенка к обучению в школе.
- Раздел 3. Психическое развитие в период обучения в школе.
- Раздел 4. Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте.
- 2. Профессиональная деятельность и семья как основные сферы жизнедеятельности человека в зрелом возрасте.
- 3. Психическое развитие человека в семье.
- 4. Общая характеристика психического развития в пожилом возрасте.