2. Структура и связь психологии развития с другими науками.
Психология развития как наука изучает различные вопросы, которые условно могут быть разделены на логические блоки, или разделы.
Вводная часть включает вопросы предмета психологии развития, её теоретических основ и методов, которые в ней используются.
Другие вопросы непосредственно касаются психического развития на различных возрастных этапах, и поэтому совпадают с основными разделами психологии развития. К последним относятся:
детская психология — раздел психологии развития, в рамках которого изучаются закономерности психического развития в период жизни человека от рождения до юношеского возраста, в течение которого в психике и поведении доминируют так называемые детские черты;
психология юности — раздел психологии развития, изучающий закономерности психического развития человека между подростковым и периодом перехода к самостоятельной взрослой жизни;
психология зрелого возраста — раздел психологии развития изучающий закономерности психического развития человека в течение наиболее продолжительного возрастного периода, в ходе которого человек добивается наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей;
геронтопсихология — раздел психологии развития, в рамках которого изучаются закономерности психического развития в заключительный период жизни человека, начало которого чаще всего связывают с отходом человека от непосредственного участия в трудовой деятельности.
Психология развития, изучающая один из аспектов общей природы человека (закономерности психического развития на различных этапах жизни), тесно связана со всеми гуманитарными науками (педагогикой, историей, культурологией, этикой и др.). Особое значение для психологии развития имеет взаимодействие с другими психологическими науками, и, в частности, с общей психологией (изучает общие закономерности развития, функционирования и проявления психических явлений), с социальной психологией (предмет изучения — особенности развития и поведения личности в социальной среде; психология группы; психология межличностного взаимодействия), с педагогической психологией (исследует психологические закономерности и механизмы освоения человеком социокультурного опыта в ходе специально организованного образовательного процесса).
- Министерство образования республики беларусь
- 1. Психология развития как наука.
- 2. Структура и связь психологии развития с другими науками.
- 3. Методы психологии развития.
- 1. Роль теорий в развитии психологии развития.
- 2. Краткая характеристика некоторых теорий развития.
- 3. Основные положения культурно-исторической теории л. С. Выготского.
- 4. Содержание теории стадиального развития психики ж. Пиаже.
- Тема. Периодизация психического развития
- 1. Понятие психического развития.
- 2. Подходы к периодизации психического развития
- 3. Характеристика периодизации психического развития по д. Б. Эльконину.
- 4. Стадии психосоциального развития по э. Эриксону.
- Раздел 2. Психическое развитие в дошкольном возрасте.
- 3. Физическое и психическое развитие младенца.
- 1. Содержание социальной ситуации развития в раннем детстве.
- 3. Кризис трех лет как результат психического развития ребенка.
- Тема. Психологическая готовность ребенка к школе.
- 2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе.
- 3. Психодиагностика готовности ребенка к обучению в школе.
- Раздел 3. Психическое развитие в период обучения в школе.
- Раздел 4. Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте.
- 2. Профессиональная деятельность и семья как основные сферы жизнедеятельности человека в зрелом возрасте.
- 3. Психическое развитие человека в семье.
- 4. Общая характеристика психического развития в пожилом возрасте.