1. Понятие психического развития.
Понятие «развитие» используют в различных науках. Но речь всегда идет об определенных изменениях того или иного объекта.
Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением у него нового качественного состояния.
Когда говорят о развитии человека, подразумевают различные процессы. Условно можно говорить о биологическом, психическом, социальном и духовном развитии человека. Конечно, в этом случае не охватываются все аспекты человеческого развития, но наш взгляд, они отражают наиболее важные направления.
Биологическое развитие человека — созревание физиологических, сенсорных и двигательных функций организма.
Биологическая жизнь человека начинается в утробе матери. Это и позволяет утверждать, что созревание индивида как биологического существа условно может рассматриваться как первый уровень развития человека. На «биологическом фундаменте» начинают формироваться другие уровни жизни, которые связаны с развитием психики, социальным и духовным развитием.
Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
На данном уровне жизни происходит развитие познавательной сферы, формирование свойств характера, мотивации других психических явлений. Психическое развитие начинается практически с самого момента рождения и длится всю жизнь. Оно отражается и на других изменения в человеке, в том числе на социальном развитии.
Социальное развитие – процесс усвоения человекаом социальных норм, правил, опыта поколений, обусловленный совместной деятельностью и общением с другими людьми.
Отечественными учеными утверждается, что именно социальная сущность и делает человека человеком. Другими словами, только во взаимодействии с себе подобными мы формируемся как личность, у нас развивается самосознание и способность к сознательному поведению.
Важнейшее значение для становления личности имеет духовное развитие.
Духовное развитие — развитие нравственной сферы личности, потребностей быть добрым для окружающих людей.
На наш взгляд, уровень духовного развития еще в большей степени характеризует человека, чем уровень его социального развития. Именно в отношении к другим людям проявляется сущностная природа человека. Чем более гуманный индивид, тем в большей мере его можно считать Человеком.
Все четыре уровня (или вида) развития человека тесным образом взаимосвязаны, чему мы можем в литературе и в жизни найти множество подтверждений. В рамках же нашего курса особый интерес для нас представляют вопросы психического развития человека.
Психическое развитие во многом определяется биологическим созреванием человека. Когда физиологические процессы характеризуются особой интенсивностью (например, в подростковом возрасте) или когда наблюдается «сбой» в функционировании нервной системы, это часто непосредственно отражается на проявлении различных психических сфер человека. В свою очередь, человек, используя психические ресурсы, может влиять на многие физиологические процессы (например, те, кто владеет навыками саморегуляции, могут повлиять на дыхание, частоту пульса, на уровень напряжения различных групп мышц и т.д.).
В тесной взаимосвязи находятся психическое и социальное развитие. С одной стороны, статус человека как в системе межличностных отношений определяется «репертуаром» его психических характеристик. В то же время, взаимодействуя с другими людьми, мы получаем «обратную связь», благодаря которой можем осознавать свои психологические особенности и изменять их в соответствии с желаемым образом своего «Я».
Психическое развитие зависимо и от уровня духовного развития. Многие черты характера определяются теми нравственными представлениями и принципами, которых придерживается человек в своей жизни. Развитие воли человека также определяется его духовностью. В истории известны многочисленные случаи, когда люди во имя гуманистических идей преодолевали многочисленные препятствия, развивая свои волевые качества.
В рамках курса «Общая психология» вы узнали, что выделяются различные психические явления. Психологию развития интересуют, как эти явления изменяются в ходе всей жизни, чем они характеризуются на той или иной стадии развития. В целом же условно можно считать, что основными направлениями психического развития человека являются:
развитие индивидуально-психологических свойств (т.е. темперамента, характера и способностей;
развитие эмоциональной сферы (т.е. эмоций, чувств и других форм эмоциональных переживаний);
развитие волевой сферы;
развитие мотивационной сферы;
когнитивное развитие (развитие психических познавательных процессов).
- Министерство образования республики беларусь
- 1. Психология развития как наука.
- 2. Структура и связь психологии развития с другими науками.
- 3. Методы психологии развития.
- 1. Роль теорий в развитии психологии развития.
- 2. Краткая характеристика некоторых теорий развития.
- 3. Основные положения культурно-исторической теории л. С. Выготского.
- 4. Содержание теории стадиального развития психики ж. Пиаже.
- Тема. Периодизация психического развития
- 1. Понятие психического развития.
- 2. Подходы к периодизации психического развития
- 3. Характеристика периодизации психического развития по д. Б. Эльконину.
- 4. Стадии психосоциального развития по э. Эриксону.
- Раздел 2. Психическое развитие в дошкольном возрасте.
- 3. Физическое и психическое развитие младенца.
- 1. Содержание социальной ситуации развития в раннем детстве.
- 3. Кризис трех лет как результат психического развития ребенка.
- Тема. Психологическая готовность ребенка к школе.
- 2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе.
- 3. Психодиагностика готовности ребенка к обучению в школе.
- Раздел 3. Психическое развитие в период обучения в школе.
- Раздел 4. Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте.
- 2. Профессиональная деятельность и семья как основные сферы жизнедеятельности человека в зрелом возрасте.
- 3. Психическое развитие человека в семье.
- 4. Общая характеристика психического развития в пожилом возрасте.