Методика обучения английскому языку
1. Методика как наука, ее предмет и методы исследования. Связь методики с другими науками педагогикой, психологией, лингвистикой. Методы исследования: ретроспективный анализ опыта отечественных и зарубежных школ, современного состояния преподавания ИЯ в школе; наблюдение, беседа, анкетирование. опытное обучение, тестирование, эксперимент.
2. Цель обучения иностранному языку на современном этапе. Единство коммуникативных, воспитательных. образовательных и развивающих целей обучения ИЯ. Особенности их реализации в основной базовой школе. Формирование коммуникативной компетенции. Цели языкового образования в документах Совета Европы.
3.Содержание обучения иностранному языку в средней школе. Основные компоненты содержания иностранному языку. объекта обучения, объекта усвоения и результата обучения. Язык – знания, речь –навыки, речевая деятельность – умения, культура – межкультурная коммуникация.
4. Принципы обучения иностранному языку в школе. Общедидактические принципы: принципы научности, доступности, прочности, преемственности, наглядности, неавторитарности, дифференцированного и творческого обучения. Специфические принципы: принцип коммуникативности, учета родного языка учащихся, устного опережения, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельность, учета уровня владения языком, ситуативно-тематической организации обучения, аппроксимации, профессиональной направленности обучения.
5. Средства обучения иностранному языку. Основные и вспомогательные средства обучения. Технические и нетехнические средства обучения. Требования к современным учебно-методическим комплексам (УМК): адекватность целей, задач и содержания обучения, структуры УМК; соответствие программе обучения; цикличность проработки материала; полиграфическое исполнение.
6. Понятие «метод». Общеметодологические, общедидактические, частнодидактические методы обучения. Современные методы обучения иностранному языку в школе: прямые, сознательные, интенсивные, комбинированные. Нетрадиционные методы: метод общины, суггестопедия, метод тихого обучения, метод опоры на физические действия.
7. Коммуникативный подход к обучению иностранному языку в школе. Речевая направленность учебного процесса, индивидуализация обучения речевой деятельности, функциональность используемых речевых единиц, ситуативность обучения. Приемы коммуникативно-ориентированного обучения АЯ. Формы контроля коммуникативных умений.
8. Урок иностранного языка. Методическое содержание урока иностранного языка. Типы уроков иностранного языка. Вариативность в типологизации уроков.
9. Основные черты урока иностранного языка. Требования к уроку иностранного языка ИЯ в основной базовой школе: коммуникативная направленность, единство практических, общеобразовательных и воспитательных задач, создание мотивации учения, развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, содержательность и результативность урока. Структура и организация урока иностранного языка: инвариантные и вариативные компоненты урока.
10. Анализ урока иностранного языка. Особенности анализа различных типов уроков. Основы анализа эффективности урока ИЯ. Учет требований к уроку ИЯ при его анализе. Комплексность анализа урока ИЯ. Типы анализа урока иностранного языка.
11. Виды планирования учебно-воспитательного процесса. Тематическое и поурочное планирования. Структура и основное содержание тематического плана. Взаимосвязь и специфика поурочных и тематических планов.
12. Контроль и оценка иноязычных знаний, умений, навыков. Объекты контроля. Виды контроля: текущий, тематический, предварительный, итоговый. Формы контроля: письменный и устный. Приемы контроля: фронтальный, индивидуальный. Критерии контроля и оценки. Виды тестов. Требования к тестовым заданиям.
13. Самооценка учащихся как один из компонентов оценки иноязычной коммуникативной компетенции. Европейский Языковой Портфель. Структура портфеля: паспорт, досье, языковая биография
14. Технология обучения нормам фонетического и фонологического оформления иноязычной речи. Современные подходы к обучению фонетике. Особенности организации учебного процесса по формированию и развитию фонетического навыка на различных этапах обучения иностранному языку. Роль фонетической зарядки на уроке иностранного языка. Система фонетических упражнений.
15. Содержание обучения лексике. Роль и место лексических навыков в овладении иноязычной речевой деятельностью. Программные требования к лексическим навыкам и умениям в основной базовой школе. Этапы и приемы работы над лексическим материалом. Формирование активного и пассивного словаря. Система лексических упражнений. Связь лексики с другими аспектами языка.
16. Формирование грамматических навыков речи. Программные требования к грамматическим знаниям и умениям в основной базовой школе. Трудности овладения грамматической стороной речи на иностранном языке. Основные методы и подходы к обучению грамматике. Этапы работы над грамматическим материалом: презентация, тренировка и применение его в речи учащихся. Система упражнений по формированию и совершенствованию грамматического навыка.
17. Аудирование как вид речевой деятельности. Объективные трудности при обучении аудированию. Механизмы аудирования. Система упражнений на развитие навыка аудирования. Использование аутентичных материалов для аудирования в основной базовой школе.
18. Виды учебного и коммуникативного аудирования: интенсивное и экстенсивное аудирование; ознакомительное, детальное, «выяснителъное» аудирование. Этапы работы с аудиотекстами. Требования к аудиотекстам. Особенности работы с видеофильмом: требования, этапы.
19. Обучение чтению. Чтение как вид речевой деятельности, как умение. Психофизиологические механизмы чтения. Особенности формирования техники чтения на начальном этапе. Различные подходы к формированию техники чтения. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое.
20. Стратегии чтения. Этапы работы с текстом, формирование различных технологий извлечения информации из текста. Требования к учебным текстам.
21. Обучение говорению. Возможные пути преодоления трудностей при обучении говорению. Виды мотивации. Разновидности и характеристики монологов. Пути обучения монологической речи: снизу-вверх, сверху\вниз. Система упражнений по обучению монологу.
22. Обучение диалогической речи. Разновидности диалога и его характеристики. Пути обучения диалогу: снизу-вверх, сверху-вниз. Система упражнений по обучению диалогу.
23. Обучение письму. Письмо как цель и как средство обучения. Психофизиологические механизмы письма. Основное отличие устной речи от письменной. Содержание обучения письму. Система упражнений по обучению письму. Место письма в процессе обучения ИЯ в основной базовой школе.
24. Типология упражнений в обучении иностранному языку. Подготовительные и коммуникативные упражнения. Современные подходы к разработке систем иноязычных упражнений.
25. Индивидуализация процесса обучения иностранному языку. Разноуровневое обучение. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.
26. Организация факультативных занятий по иностранному языку в школе. Цели и задачи факультативных занятий. Методы, принципы обучения по иностранному языку на факультативных занятиях. Связь факультативных занятий и основного курса обучения.
27. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку. Требования к самостоятельной работе учащихся. Виды и уровни самостоятельной работы. Формы организации самостоятельной учебной деятельности на уроке иностранного языка.
28. Значение внеклассной работы по иностранному языку. Виды и формы внеклассной работы. Роль кабинета в организации внеклассной работы по иностранному языку.
29. Особенности раннего обучения иностранному языку. Содержание и технология обучения в начальной школе. Психологический, методический и лингвистический компоненты содержания обучения. Особенности урока ИЯ в первом классе. Учет психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста.
30. Профессиональная деятельность учителя иностранного языка. Оценка профессиональной компетенции учителя иностранного языка. Системы повышения квалификации учителей ИЯ в России.
- Экзаменационные материалы к итоговой государственной аттестации
- 2010 – 2011 Учебный год Педагогика
- Становление и развитие педагогики как науки, место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.
- Возникновение педагогической профессии, ее развитие. Психолого-педагогические требования к личности педагога. Роль и место учителя иностранного языка в век информационного общества.
- Педагогическое исследование: сущность, уровни, этапы. Методы педагогического исследования. Исследовательский подход в работе учителя иностранного языка.
- Развитие личности и воспитание. Факторы, влияющие на развитие личности (рассмотреть на конкретных примерах).
- Социализация личности. Механизмы и факторы социализации. Роль учителя иностранного языка в социализации школьника.
- Возрастная периодизация, явления акселерации и децелерации. Учет возрастных и психологических особенностей школьников в работе учителя иностранного языка.
- Развитие системы образования в России, принципы государственной образовательной политики. Место лингвистического образования в системе образования России.
- Целостный педагогический процесс – предмет изучения педагогики.
- Дидактика, ее основные категории. Характеристика дидактических систем обучения, возможность их применения в процессе преподавания иностранного языка.
- Понятие процесса обучения, его структура и движущие силы. Реализация основных положений теории обучения в процессе преподавания иностранного языка.
- Принципы и правила обучения в теории педагогики, их применение в деятельности учителя иностранного языка.
- Методы обучения. Условия выбора эффективных методов обучения (раскрыть на конкретных примерах).
- Формы организации обучения в педагогике, их применение в деятельности учителя иностранного языка.
- Виды обучения, используемые в современной школьной практике, их применение в деятельности учителя иностранного языка.
- Контроль и оценивание в учебном процессе. Диагностика обучения, ее применение в деятельности учителя иностранного языка. Проблема неуспеваемости учащихся в современной школе.
- Средства обучения, их применение в деятельности учителя иностранного языка.
- Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, характерные особенности, принципы. Роль личности учителя иностранного языка в решении задач воспитания.
- Методы воспитания в теории педагогики.
- Внеклассная воспитательная работа в школе. Роль учителя иностранного языка в ее осуществлении.
- Коллектив как объединение учащихся. Его воспитательные возможности. Методы формирования и сплочения коллектива. Роль личности учителя иностранного языка в работе с ученическим коллективом.
- Классный руководитель – организатор внеучебной воспитательной работы. Выполнение функций классного руководителя учителем иностранного языка.
- Сотрудничество педагогов и семьи в воспитании учащихся. Роль личности учителя иностранного языка в обеспечении данного направления работы.
- Педагогическая концепция воспитательной системы.
- Возрастная психология
- 1. Сущность и закономерности психического развития ребенка в онтогенезе.
- 2. Психологическая характеристика периода новорожденности и младенчества.
- 3. Психологическая характеристика ребенка раннего возраста.
- 4. Психическое развитие дошкольника.
- 5. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- 6. Особенности познавательного развития ребенка младшего школьного возраста.
- 7. Личностное развитие ребенка младшего школьного возраста.
- 8. Особенности личностного развития подростка.
- Педагогическая психология
- 1. Психология педагогического общения.
- Социальная психология
- 1. Общение как социально-психологическое явление.
- 2. Социализация личности.
- Общая психология
- Методика обучения английскому языку
- Практический курс английского языка.