logo
Материалы студентам ин

Методика обучения английскому языку

1. Методика как наука, ее предмет и методы исследования. Связь методики с другими науками педагогикой, психологией, лингвистикой. Методы исследования: ретроспективный анализ опыта отечественных и зарубежных школ, современного состояния преподавания ИЯ в школе; наблюдение, беседа, анкетирование. опытное обучение, тестирование, эксперимент.

2. Цель обучения иностранному языку на современном этапе. Единство коммуникативных, воспитательных. образовательных и развивающих целей обучения ИЯ. Особенности их реализации в основной базовой школе. Формирование коммуникативной компетенции. Цели языкового образования в документах Совета Европы.

3.Содержание обучения иностранному языку в средней школе. Основные компоненты содержания иностранному языку. объекта обучения, объекта усвоения и ре­зультата обучения. Язык – знания, речь –навыки, речевая деятельность – умения, культура – межкультурная коммуникация.

4. Принципы обучения иностранному языку в школе. Общедидактические принципы: принципы научности, доступности, прочности, преемственности, наглядности, неавторитарности, дифференцированного и творческого обучения. Специфические принципы: принцип коммуникативности, учета родного языка учащихся, устного опережения, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельность, учета уровня владения языком, ситуативно-тематической организации обучения, аппроксимации, профессиональной направленности обучения.

5. Средства обучения иностранному языку. Основные и вспомогательные средства обучения. Технические и нетехнические средства обучения. Требования к современным учебно-методическим комплексам (УМК): адекватность целей, задач и содержания обучения, структуры УМК; соответствие программе обучения; цикличность проработки материала; полиграфическое исполнение.

6. Понятие «метод». Общеметодологические, общедидактические, частнодидактические методы обучения. Современные методы обучения иностранному языку в школе: прямые, сознательные, интенсивные, комбинированные. Нетрадиционные методы: метод общины, суггестопедия, метод тихого обучения, метод опоры на физические действия.

7. Коммуникативный подход к обучению иностранному языку в школе. Речевая направленность учебного процесса, индивидуализация обучения речевой деятельности, функциональность используемых речевых единиц, ситуативность обучения. Приемы коммуникативно-ориентированного обучения АЯ. Формы контроля коммуникативных умений.

8. Урок иностранного языка. Методическое содержание урока иностранного языка. Типы уроков иностранного языка. Вариативность в типологизации уроков.

9. Основные черты урока иностранного языка. Требования к уроку иностранного языка ИЯ в основной базовой школе: коммуникативная направленность, единство практических, общеобразовательных и воспитательных задач, создание мотивации учения, развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, содержательность и результативность урока. Структура и организация урока иностранного языка: инвариантные и вариативные компоненты урока.

10. Анализ урока иностранного языка. Особенности анализа различных типов уроков. Основы анализа эффективности урока ИЯ. Учет требований к уроку ИЯ при его анализе. Комплексность анализа урока ИЯ. Типы анализа урока иностранного языка.

11. Виды планирования учебно-воспитательного процесса. Тематическое и поурочное планирования. Структура и основное содержание тематического плана. Взаимосвязь и специфика поурочных и тематических планов.

12. Контроль и оценка иноязычных знаний, умений, навыков. Объекты контроля. Виды контроля: текущий, тематический, предварительный, итоговый. Формы контроля: письменный и устный. Приемы контроля: фронтальный, индивидуальный. Критерии контроля и оценки. Виды тестов. Требования к тестовым заданиям.

13. Самооценка учащихся как один из компонентов оценки иноязычной коммуникативной компетенции. Европейский Языковой Портфель. Структура портфеля: паспорт, досье, языковая биография

14. Технология обучения нормам фонетического и фонологического оформления иноязычной речи. Современные подходы к обучению фонетике. Особенности организации учебного процесса по формированию и развитию фонетического навыка на различных этапах обучения иностранному языку. Роль фонетической зарядки на уроке иностранного языка. Система фонетических упражнений.

15. Содержание обучения лексике. Роль и место лексических навыков в овладении иноязычной речевой деятельностью. Программные требования к лексическим навыкам и умениям в основной базовой школе. Этапы и приемы работы над лексическим материалом. Формирование активного и пассивного словаря. Система лексических упражнений. Связь лексики с другими аспектами языка.

16. Формирование грамматических навыков речи. Программные требования к грамматическим знаниям и умениям в основной базовой школе. Трудности овладения грамматической стороной речи на иностранном языке. Основные методы и подходы к обучению грамматике. Этапы работы над грамматическим материалом: презентация, тренировка и применение его в речи учащихся. Система упражнений по формированию и совершенствованию грамматического навыка.

17. Аудирование как вид речевой деятельности. Объективные трудности при обучении аудированию. Механизмы аудирования. Система упражнений на развитие навыка аудирования. Использование аутентичных материалов для аудирования в основной базовой школе.

18. Виды учебного и коммуникативного аудирования: интенсивное и экстенсивное аудирование; ознакомительное, детальное, «выяснителъное» аудирование. Этапы работы с аудиотекстами. Требования к аудиотекстам. Особенности работы с видеофильмом: требования, этапы.

19. Обучение чтению. Чтение как вид речевой деятельности, как умение. Психофизиологические механизмы чтения. Особенности формирования техники чтения на начальном этапе. Различные подходы к формированию техники чтения. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое.

20. Стратегии чтения. Этапы работы с текстом, формирование различных технологий извлечения информации из текста. Требования к учебным текстам.

21. Обучение говорению. Возможные пути преодоления трудностей при обучении говорению. Виды мотивации. Разновидности и характеристики монологов. Пути обучения монологической речи: снизу-вверх, сверху\вниз. Система упражнений по обучению монологу.

22. Обучение диалогической речи. Разновидности диалога и его характеристики. Пути обучения диалогу: снизу-вверх, сверху-вниз. Система упражнений по обучению диалогу.

23. Обучение письму. Письмо как цель и как средство обучения. Психофизиологические механизмы письма. Основное отличие устной речи от письменной. Содержание обучения письму. Система упражнений по обучению письму. Место письма в процессе обучения ИЯ в основной базовой школе.

24. Типология упражнений в обучении иностранному языку. Подготовительные и коммуникативные упражнения. Современные подходы к разработке систем иноязычных упражнений.

25. Индивидуализация процесса обучения иностранному языку. Разноуровневое обучение. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.

26. Организация факультативных занятий по иностранному языку в школе. Цели и задачи факультативных занятий. Методы, принципы обучения по иностранному языку на факультативных занятиях. Связь факультативных занятий и основного курса обучения.

27. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку. Требования к самостоятельной работе учащихся. Виды и уровни самостоятельной работы. Формы организации самостоятельной учебной деятельности на уроке иностранного языка.

28. Значение внеклассной работы по иностранному языку. Виды и формы внеклассной работы. Роль кабинета в организации внеклассной работы по иностранному языку.

29. Особенности раннего обучения иностранному языку. Содержание и технология обучения в начальной школе. Психологический, методический и лингвистический компоненты содержания обучения. Особенности урока ИЯ в первом классе. Учет психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста.

30. Профессиональная деятельность учителя иностранного языка. Оценка профессиональной компетенции учителя иностранного языка. Системы повышения квалификации учителей ИЯ в России.