Целостный педагогический процесс – предмет изучения педагогики.
Понятие целостного педагогического процесса. Вклад П.Ф.Каптерева (1849-1922). Специфика отдельных процессов, образующих целостный педагогический процесс. Функции ЦПП: обучающая, воспитывающая, развивающая. Движущие силы ЦПП. Понятия «педагогическое воздействие» и «педагогическое взаимодействие» в ЦПП. Суть субъектно-субъектных отношений в ЦПП. Характеристика основных компонентов ЦПП: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный. Этапы ЦПП: подготовительный, осуществления педагогического процесса (основной), заключительный. Основные закономерности ЦПП (закономерность динамики педагогического процесса; развития личности в педагогическом процессе; управления учебно-воспитательным процессом; единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе; единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности). Характеристика принципов ЦПП: принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся; адекватности системе социальных отношений; целенаправленности и комплексности педагогических воздействий; преемственности, систематичности и последовательности учебной и внеучебной работы; интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов; индивидуализации в организации учебной и внеучебной работы; мотивации деятельности учащихся. Требование оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. Способы оптимизации учебно-воспитательного процесса: комплексное решение задач образования, воспитания и развития школьников; конкретизация задач обучения с учетом уровня обученности и воспитанности школьников; выбор оптимального варианта содержания, форм и методов; осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем остальным; рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью; анализ результатов. Условия интенсификации: усиление целенаправленности педагогического процесса; углубление мотивации деятельности учащихся; увеличение информационной емкости урока; ускорение темпа деятельности; активизация деятельности учащихся; применение технических средств обучения; развитие навыков самообразования. Роль Ю.К.Бабанского и Л.В.Занкова в исследовании вопросов оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
-
Yandex.RTB R-A-252273-3
Содержание
- Экзаменационные материалы к итоговой государственной аттестации
- 2010 – 2011 Учебный год Педагогика
- Становление и развитие педагогики как науки, место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.
- Возникновение педагогической профессии, ее развитие. Психолого-педагогические требования к личности педагога. Роль и место учителя иностранного языка в век информационного общества.
- Педагогическое исследование: сущность, уровни, этапы. Методы педагогического исследования. Исследовательский подход в работе учителя иностранного языка.
- Развитие личности и воспитание. Факторы, влияющие на развитие личности (рассмотреть на конкретных примерах).
- Социализация личности. Механизмы и факторы социализации. Роль учителя иностранного языка в социализации школьника.
- Возрастная периодизация, явления акселерации и децелерации. Учет возрастных и психологических особенностей школьников в работе учителя иностранного языка.
- Развитие системы образования в России, принципы государственной образовательной политики. Место лингвистического образования в системе образования России.
- Целостный педагогический процесс – предмет изучения педагогики.
- Дидактика, ее основные категории. Характеристика дидактических систем обучения, возможность их применения в процессе преподавания иностранного языка.
- Понятие процесса обучения, его структура и движущие силы. Реализация основных положений теории обучения в процессе преподавания иностранного языка.
- Принципы и правила обучения в теории педагогики, их применение в деятельности учителя иностранного языка.
- Методы обучения. Условия выбора эффективных методов обучения (раскрыть на конкретных примерах).
- Формы организации обучения в педагогике, их применение в деятельности учителя иностранного языка.
- Виды обучения, используемые в современной школьной практике, их применение в деятельности учителя иностранного языка.
- Контроль и оценивание в учебном процессе. Диагностика обучения, ее применение в деятельности учителя иностранного языка. Проблема неуспеваемости учащихся в современной школе.
- Средства обучения, их применение в деятельности учителя иностранного языка.
- Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, характерные особенности, принципы. Роль личности учителя иностранного языка в решении задач воспитания.
- Методы воспитания в теории педагогики.
- Внеклассная воспитательная работа в школе. Роль учителя иностранного языка в ее осуществлении.
- Коллектив как объединение учащихся. Его воспитательные возможности. Методы формирования и сплочения коллектива. Роль личности учителя иностранного языка в работе с ученическим коллективом.
- Классный руководитель – организатор внеучебной воспитательной работы. Выполнение функций классного руководителя учителем иностранного языка.
- Сотрудничество педагогов и семьи в воспитании учащихся. Роль личности учителя иностранного языка в обеспечении данного направления работы.
- Педагогическая концепция воспитательной системы.
- Возрастная психология
- 1. Сущность и закономерности психического развития ребенка в онтогенезе.
- 2. Психологическая характеристика периода новорожденности и младенчества.
- 3. Психологическая характеристика ребенка раннего возраста.
- 4. Психическое развитие дошкольника.
- 5. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- 6. Особенности познавательного развития ребенка младшего школьного возраста.
- 7. Личностное развитие ребенка младшего школьного возраста.
- 8. Особенности личностного развития подростка.
- Педагогическая психология
- 1. Психология педагогического общения.
- Социальная психология
- 1. Общение как социально-психологическое явление.
- 2. Социализация личности.
- Общая психология
- Методика обучения английскому языку
- Практический курс английского языка.