II этап.
Принцип измерения самооценки традиционный: сопоставление себя со всем человечеством по заданному критерию (Дембо-Рубинштейн), однако вместо отрезка прямой используется лесенка с 10-ю ступенями (модификация В.Г. Шур), позволяющая легко осуществлять количественный анализ результатов. В качестве критериев самооценки используются отобранные на предварительном этапе ценностные определения. Для тренировки проводится оценка себя "по росту" в сравнении с одноклассниками. Кроме того, в дополнение по тому или иному качеству, ребенка просят указать, как, по его мнению, оценит его по данному параметру учительница.
Процедура исследования. Ребенку предъявляется рисунок лесенки с надписью над верхней ступенькой — "высокий", под нижней — "низкий": "Представь себе, что на этой лесенке выстроились все ученики твоего класса; на нижней ступеньке стоят самые низкие дети, на верхней — самые высокие, остальные — на средних ступеньках; чем выше ученик, тем на более высокой ступеньке он стоит. Отметь крестиком ступеньку, на которой ты можешь находиться по своему росту". После совершения ребенком этих действий ему говорят: "А теперь подумай, на какую ступеньку тебя поставила бы учительница? Поставь кружок на этой ступеньке".
Основная часть исследования (самооценка по качествам, выделенным на предварительном этапе) проводится аналогичным образом, с той лишь разницей, что сравнение себя производится "со всеми людьми на свете", которые выстроились на лестнице. Исследование заканчивается после рассмотрения всех "лесенок" (см. пример протокола — рис. 2).
Интерпретация:
1. Оценка дифференцированное системы ценностей. Низкая дифференциация выражается в сближении относительного веса наиболее и наименее значимых ценностей, что часто наблюдается у детей с трудностями адаптации. Для хорошо адаптированных школьников характерны высшие баллы для наиболее значимых ценностей и низшие — для наименее значимых. Разница может достигать 6-ти баллов, в то время как у "неблагополучных" детей она может составить всего 2 балла (при этом вес наиболее значимой ценности может быть равен 4-м, а наименее — 2-м баллам).
2. Степень соответствия самооценки ценностным ориентациям. Для неблагополучной адаптации достаточно типичной является ситуация, когда при исследовании самооценки (на 1-м этапе) более низкие баллы соответствуют наиболее значимым ценностям.
Мера гармоничности между самооценкой и ценностными ориентациями может рассматриваться как показатель меры эмоционального комфорта, субъективно ощущаемого ребенком и играющего немаловажную роль в формировании механизмов его адаптивного поведения.
3. Степень соответствия самооценки предполагаемой оценке учителя. Анализ этих оценок осуществляется по наиболее и наименее значимым ценностям (2-й этап). Признаком дезадаптации может служить предположение или уверенность ребенка в факте недооценки его личности учителем.
Если по всем трем параметрам данной методики выявляются негативные результаты, вероятность дезадаптации, нарушений поведения и общей дестабилизации нервно-психического состояния по нашим данным, достаточно высока.
В качестве примера (рис.2) приводится конкретный протокол исследования ребенка, школьная адаптация которого была оценена как неблагополучная.
Ученик 3-го класса, успевает удовлетворительно (на "3" и "4"). Особых претензий к поведению нет, однако в контактах со сверстниками нередко без достаточных оснований бывает раздражительным и обидчивым, авторитетом у них не пользуется.
При исследовании выявляется чрезвычайно малая дифференциация системы ценностей: три характеристики получили одинаковое количество баллов. Предлагается дополнительное их сравнение между собой (полученное соотношение этих качеств обозначено цифрами в скобках в графе "Ц.О.". Разница между наиболее значимым качеством ("ум") и наименее значимым ("красота") составляет всего 2 балла. Соотношение самооценки и ценностных ориентации также неблагоприятно: наиболее значимые качества ("ум", "аккуратность") при исследовании качественного компонента самооценки оказываются на последних местах, а наименее ценные ("красота") — на первом. Соотношение с предполагаемой оценкой учителя также носит отрицательный характер.
Таким образом, в данном случае можно говорить о недостаточной личностной зрелости ребенка (недифференцированности системы ценностных ориентации), чувстве эмоционального дискомфорта, связанном как с представлениями о недостаточном соответствии реального "Я" идеальному (расхождение между предпочитаемыми и определяемыми у себя качествами), так и с чувством недооценки собственнной личности значимыми взрослыми (учителем). Отчетливое сочетание отмеченных особенностей позволяет рассматривать их не только как один из важных факторов формирующейся дезадаптации ребенка, но и как вполне конкретную "мишень" для индивидуальной психологической коррекции.
- Психолого-педагогическое сопровождение воспитания современного школьника
- Психолого-педагогическое сопровождение в поддержке зож.
- Психолого-педагогическое сопровождение в поддержке зож
- Введение.
- Глава 1. Теоретические модели и аспекты здорового образа жизни.
- 1.1Влияние оздоровительной физической культуры на организм.
- 1.2 Общая система воспитания и физической подготовки.
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип доступности и индивидуализации
- Принцип систематичности
- Принцип постепенного повышения требований (динамичности)
- 1.3 Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья.
- О режиме дня.
- Глава 2. Педагогические методы и средства популяризации здорового образа жизни.
- 1) Эколого-гигиенические (природно-средовые);
- 2) Организационно-педагогические;
- 3) Психолого-педагогические.
- Проект «школы здоровья»
- Общешкольный конкурс «Самый здоровый класс»
- III. Задачи:
- IV. Организация конкурса:
- Общешкольный конкурс «Спортсмен года»
- II. Задачи конкурса:
- III. Организация конкурса:
- Список литературы
- Исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к детскому саду
- 1 Программа исследования
- Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном учреждении в период адаптации на различных ступенях обучения
- «Особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене»
- Оглавление
- Глава 1. Научно-теоретические основы школьной адаптации
- Глава 2. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения в период адаптации школьников к обучению в среднем звене
- Введение
- Глава 1. Научно-теоретические основы школьной адаптации
- 1.1 Готовность к обучению в среднем звене, основные проявления и факторы школьной дезадаптации
- 1.2 Психическое развитие младшего школьника, готовность к обучению в среднем звене и школьная адаптация
- 1.3 Основные принципы и содержание психологической диагностики и коррекции школьной адаптации младших школьников
- Глава 2. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения в период адаптации школьников к обучению в среднем звене
- 2.1 Адаптационная программа для учащихся пятых классов
- Заключение
- Список использованной литературы
- «Особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене»
- Оглавление
- Глава 1. Научно-теоретические основы школьной адаптации
- Глава 2. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения в период адаптации школьников к обучению в среднем звене
- Введение
- Глава 1. Научно-теоретические основы школьной адаптации
- 1.1 Готовность к обучению в среднем звене, основные проявления и факторы школьной дезадаптации
- 1.2 Психическое развитие младшего школьника, готовность к обучению в среднем звене и школьная адаптация
- 1.3 Основные принципы и содержание психологической диагностики и коррекции школьной адаптации младших школьников
- Глава 2. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения в период адаптации школьников к обучению в среднем звене
- 2.1 Адаптационная программа для учащихся пятых классов
- Заключение
- Список использованной литературы
- «Методики на ценную ориентацию адаптацию школьника»
- Оглавление
- 1. Методика, нацеленная на изучение самооценки ребёнка.
- 1 Этап.
- II этап.
- 2. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.
- Вступительное слово
- 3. Литература.
- Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей-сирот
- Виды (направления) работы по психолого-педагогическому сопровождению
- Организационная модель психолого-педагогического сопровождения
- Уровни внедрения системы психолого-педагогического сопровождения
- Этапы внедрения системы психолого-педагогического сопровождения увп
- 1 Этап - подготовительный
- 2 Этап – практический
- 3 Этап – корректирующий
- 4 Этап – обобщающий
- Ожидаемые результаты внедрения системы психолого-педагогического сопровождения увп:
- Сопровождение учащихся "группы риска" в учебно-воспитательном процессе
- Дети "группы риска"
- Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска"
- Выявление учащихся "группы риска"
- 1. Учеба:
- 3. Отношения со сверстниками:
- 4. Увлечения в настоящем и прошлом:
- Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного воспитания
- Модель психолого-педагогического сопровождения и этапы ее реализации
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
- Психолого–педагогическое сопровождение профориентационного воспитания
- Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся
- Список использованной литературы:
- Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
- 1 Социальная адаптация в раннем детстве
- 2.Развитие познавательных процессов детей раннего возраста
- 3. Развитие личности ребенка раннего возраста
- 4 Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии
- 5 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
- «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка к школе»