logo
мини-исследование05

II этап.

Принцип измерения самооценки традиционный: сопоставление себя со всем человечеством по заданному критерию (Дембо-Рубинштейн), однако вместо отрезка прямой используется лесенка с 10-ю ступенями (модификация В.Г. Шур), позволяющая легко осуществлять количественный анализ результатов. В качестве критериев самооценки используются отобранные на предварительном этапе ценностные определения. Для тренировки проводится оценка себя "по росту" в сравнении с одноклассниками. Кроме того, в дополнение по тому или иному качеству, ребенка просят указать, как, по его мнению, оценит его по данному параметру учительница.

Процедура исследования. Ребенку предъявляется рисунок лесенки с надписью над верхней ступенькой — "высокий", под нижней — "низкий": "Представь себе, что на этой лесенке выстроились все ученики твоего класса; на нижней ступеньке стоят самые низкие дети, на верхней — самые высокие, остальные — на средних ступеньках; чем выше ученик, тем на более высокой ступеньке он стоит. Отметь крестиком ступеньку, на которой ты можешь находиться по своему росту". После совершения ребенком этих действий ему говорят: "А теперь подумай, на какую ступеньку тебя поставила бы учительница? Поставь кружок на этой ступеньке".

Основная часть исследования (самооценка по качествам, выделенным на предварительном этапе) проводится аналогичным образом, с той лишь разницей, что сравнение себя производится "со всеми людьми на свете", которые выстроились на лестнице. Исследование заканчивается после рассмотрения всех "лесенок" (см. пример протокола — рис. 2).

Интерпретация:

1. Оценка дифференцированное системы ценностей. Низкая дифференциация выражается в сближении относительного веса наиболее и наименее значимых ценностей, что часто наблюдается у детей с трудностями адаптации. Для хорошо адаптированных школьников характерны высшие баллы для наиболее значимых ценностей и низшие — для наименее значимых. Разница может достигать 6-ти баллов, в то время как у "неблагополучных" детей она может составить всего 2 балла (при этом вес наиболее значимой ценности может быть равен 4-м, а наименее — 2-м баллам).

2. Степень соответствия самооценки ценностным ориентациям. Для неблагополучной адаптации достаточно типичной является ситуация, когда при исследовании самооценки (на 1-м этапе) более низкие баллы соответствуют наиболее значимым ценностям.

Мера гармоничности между самооценкой и ценностными ориентациями может рассматриваться как показатель меры эмоционального комфорта, субъективно ощущаемого ребенком и играющего немаловажную роль в формировании механизмов его адаптивного поведения.

3. Степень соответствия самооценки предполагаемой оценке учителя. Анализ этих оценок осуществляется по наиболее и наименее значимым ценностям (2-й этап). Признаком дезадаптации может служить предположение или уверенность ребенка в факте недооценки его личности учителем.

Если по всем трем параметрам данной методики выявляются негативные результаты, вероятность дезадаптации, нарушений пове­дения и общей дестабилизации нервно-психического состояния по нашим данным, достаточно высока.

В качестве примера (рис.2) приводится конкретный протокол исследования ребенка, школьная адаптация которого была оценена как неблагополучная.

Ученик 3-го класса, успевает удовлетворительно (на "3" и "4"). Особых претензий к поведению нет, однако в контактах со сверстниками нередко без достаточных оснований бывает раздражительным и обидчивым, авторитетом у них не пользуется.

При исследовании выявляется чрезвычайно малая дифференциация системы ценностей: три характеристики получили одинаковое количество баллов. Предлагается дополнительное их сравнение между собой (полученное соотношение этих качеств обозначено цифрами в скобках в графе "Ц.О.". Разница между наиболее значимым качеством ("ум") и наименее значимым ("красота") составляет всего 2 балла. Соотношение самооценки и ценностных ориентации также неблагоприятно: наиболее значимые качества ("ум", "аккуратность") при исследовании качественного компонента самооценки оказываются на последних местах, а наименее ценные ("красота") — на первом. Соотношение с предполагаемой оценкой учителя также носит отрицательный характер.

Таким образом, в данном случае можно говорить о недостаточной личностной зрелости ребенка (недифференцированности системы ценностных ориентации), чувстве эмоционального дискомфорта, связанном как с представлениями о недостаточном соответствии реального "Я" идеальному (расхождение между предпочитаемыми и определяемыми у себя качествами), так и с чувством недооценки собственнной личности значимыми взрослыми (учителем). Отчетливое сочетание отмеченных особенностей позволяет рассматривать их не только как один из важных факторов формирующейся дезадаптации ребенка, но и как вполне кон­кретную "мишень" для индивидуальной психологической коррекции.