logo
мини-исследование05

1 Этап.

Перед ребенком кладется карточка с изображением фигурок и под ней — первая карточка с определениями:

"Вот три очень похожих мальчика (девочки). Этот мальчик — умный, этот — сильный, этот — здоровый. Во всем другом они ничем не отличаются. Каким из этих мальчиков ты больше всего хотел бы быть?"

Ответ ребенка кодируется в бланке протокола (рис.2): напротив выбранного качества под оценкой "2 балла" ставится крестик.

Следующий вопрос: "А из оставшихся мальчиков каким бы ты больше хотел быть?" Ответ заносится в графу "1 балл"; оставшаяся характеристика оценивается в 0 баллов.

После этого ребенку говорят: "А теперь представь, что один из этих мальчиков действительно ты. Кто это может быть? Кто из них на самом деле больше всего похож на тебя?... "А кто из оставшихся мальчиков похож на тебя больше?" Ответы заносят в правую часть протокола. Описанная процедура повторяется со всеми семью карточками. Затем подсчитывается относительный вес каждой характеристики в правой и левой частях протокола. Результаты заносятся соответственно в графы "Ценностные ориентации" и "Самооценка". В случае совпадения весов двух или более характеристик проводится дополнительное их сопостав­ление между собой по той же схеме с тем, чтобы можно было,их выстроить в иерархическом порядке (по мере предпочтения).

Рис. 1

умный

сильный

аккуратный

хорошо учится

красивый

здоровый

веселый

сильный

веселый

здоровый

умный

аккуратный

хорошо учится

красивый

здоровый

хорошо учится

веселый

аккуратный

сильный

красивый

умный

Пример (см. рис.2): вес характеристики "аккуратный", "умный", "хорошо учится" одинаков (равен 4 баллам). При их дополнительном сопоставлении первое место получит "умный" (в скобках рядом с весом ставится цифра 1), потом "аккуратный" (2) и "хорошо учится" (3).

Ф. И. Иванов Ваня, школа № 50, класс 3"А", дата 15.10.87г.

Далее из графы "Ценностные ориентации" выбираются три характеристики; две — с наибольшим весом, одна — с наименьшим, которые затем используются при измерении самооценки.