logo
мини-исследование05

Психолого–педагогическое сопровождение профориентационного воспитания

Выполнила:

Студентка группы 05.19 – 1002

Сахабиева К. Р

Проверила:

д.п.н. проф. Фахрутдинова Р.А.

Казань 2012

Основным вопросом, с которого начинается планирование деятельности при реализации любых видов работ психолога, является определение цели и задач деятельности, анализ применимости результатов в учебно-воспитательном процессе. Важно определиться в том, что ни одна цель в воспитательно-образовательном процессе не может быть достигнута силами только школьного психолога или социального педагога. Компетентный подход к новым технологиям учителей-предметников, классных руководителей, заместителей директоров школы, родителей может обеспечить действительно эффективную целесообразную работу. В первую очередь это касается психолого-педагогического сопровождения профильного обучения.

Цель психологического сопровождения профильного обучения: формирование психологической готовности к выбору профессии, содействие в профессиональном и личностном самоопределении школьников.

Задачи психологического сопровождения:

Профильное обучение на старшей ступени 11-летней школы рассматривается как целостная система общеобразовательной профессионально ориентированной подготовки учащихся, обеспечивающая на основе дифференциации обучения получение старшеклассниками качественного общего среднего образования, формирование их готовности к осознанному профессиональному самоопределению, дальнейшему продолжению образования и трудовой деятельности.

Ключевыми понятиями для педагогов-психологов в данном определении являются: "профессионально ориентированная подготовка", "дифференциация", "готовность к осознанному самоопределению". При этом предполагается, что психолого-педагогические усилия будут распределены между допрофильной подготовкой учащихся, которая предполагает систему работы, содействующую самоопределению учащихся, и непосредственно профильным обучением, в процессе которого происходит либо подтверждение, либо опровержение ранее сделанного выбора.

Анализируя содержание задач, можно констатировать, что основная область применения психолого-педагогических технологий – это возраст, предшествующий непосредственно профильному обучению, когда идет процесс самопознания, самоопределения, формирования временной перспективы будущего. В школьном возрасте некорректно говорить о профессиональных способностях – речь может идти только об индивидуальных психологических способностях как предпосылках формирования профессиональных способностей.

Психологическая готовность к выбору профессии должна быть частично или полностью сформирована уже к началу профильного обучения. Фактически это предполагает ускоренную профориентацию подростка, что может сформировать деструктивные личностные противоречия.

Первая сторона противоречий связана с особенностями современного восприятия профессий. Еще десятилетие назад идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной "биографией", их профессиональными ценностями (это мог быть собирательный образ, но он обладал той степенью конкретности, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас в некоторой степени "идеальный образ профессионала" заменен на "идеальный образ жизни" (американский, европейский, олигархический и др.) Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.

Все это может приводить к растерянности педагогов, родителей, от которых психологи часто слышат жалобы на старших подростков: "Ему ничего не интересно, ничем не увлекается, никак не планирует свою жизнь; потребностей – выше крыши, а цель не стремится достигнуть". Разными способами взрослые пытаются помочь учащимся, которые либо находятся в состоянии неопределенности, либо уже сделали некий, не вполне устраивающий взрослых, выбор.

Вторая сторона противоречий также связана непосредственно с личностью учащегося. Профильное обучение наиболее эффективно в тех случаях, когда нет времени на профессиональную подготовку в процессе работы. Для современных короткоживущих профессий необходимы уже подготовленные кадры, готовые сразу приступить к работе. Это значит, что необходимо более строгое, чем раньше, соблюдение принципа соответствия профессии, т. е. выбор должен быть осознанным, самостоятельным. Налицо парадокс: с одной стороны, времени на выбор нет, с другой – этот выбор должен быть свободным, осознанным, самостоятельным. Подросток, оказавшийся под двойным давлением, чаще всего не способен найти адекватный выход без психологической помощи. Это означает, что профориентационная работа должна быть обязательным и значительным по времени компонентом любого профильного обучения. Причем профориентационная работа должна стать не только задачей психологической службы, но и универсальным компонентом образовательного процесса.

Третья сторона противоречий: ускоренная профориентация может способствовать преждевременному ограничению кругозора и самосознания сначала подростка, затем старшеклассника в связи с утилитарным и прагматическим отношением к образованию. По мнению российского психолога Н. Пряжникова, есть также опасность в том, что ориентация на подготовку узких специалистов ведет к ограничению возможностей в приобретении широкого кругозора. С другой стороны, множество учащихся из-за широты информационного пространства при обучении в старших классах не учатся, а мучаются и профилирование для них – реальный шанс укрепиться хотя бы в одной плоскости знания: они с большей охотой будут обучаться в профильной школе по тем предметам, которые им более интересны. Но если учесть, что тенденции к получению всеобщего обязательного (и бесплатного) среднего образования, а в перспективе – всеобщего высшего образования достаточно устойчивы именно в цивилизованных странах, то определенные сомнения относительно ранней профилизации все-таки остаются.

Работа педагога-психолога по обеспечению данного вида деятельности начинается уже с первых лет обучения ребенка в школе, когда на этапе первого психодиагностического минимума анализируется структура общего интеллекта, выделяются группы детей, имеющих особенности интеллектуальной деятельности, в том числе повышенные умственные способности, специальные способности, определяются направления индивидуальной и групповой развивающей работы. Параллельно с этой работой на классных часах педагоги вводят школьников в мир профессий.

Цель допрофильной подготовки в рамках средней школы (5 – 7-е классы) – выявление интересов, склонностей, формирование представлений о мире профессий и характере труда. Уже в пятом классе могут быть предъявлены первичные карты интересов, анкеты. Безусловно, четкой картины предпочтений еще не будет, и это объясняется особенностями возраста, тем не менее, такие исследования внесут вклад в изучение динамики формирования интересов и склонностей и дадут основу для рефлексии своих способностей школьниками.

Вопросы диагностической работы на этапе формирования допрофильных классов будут обсуждаться в разделе "Психодиагностические минимумы". При диагностике необходимо обязательно учитывать личный выбор самого подростка, принятие им решения о дальнейшей профессии. Выбор профиля обучения – совершение первичного профессионального самоопределения. От этого выбора в немалой степени зависит успешность обучения в старших классах и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом – и к будущей профессиональной деятельности.

Как отмечает Дубровина И. В., при комплектовании классов дифференцированного обучения необходимо помнить, что интеллектуальное развитие учащихся происходит в разном темпе. Существенное значение для развития интеллекта в этом возрасте приобретает мотивация учения, которая в юношеском возрасте станет основанием для готовности к профессиональному самоопределению. Психолог может помочь педагогам в развитии мотивации учения учащихся, обращая внимание на возрастные и индивидуальные особенности, способствующие или препятствующие формированию адекватной мотивации. При этом в развитии мотивации существенное значение приобретает общение с учителем как с человеком, заинтересованном и в предмете, и лично в школьнике.

В 7–8-х и особенно в 9–10-х классах (по 11-летнему обучению) целесообразно использовать результаты психодиагностики для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию, тем более, что в этом возрасте особо велик интерес к собственному Я. Даже если внешне подростки выглядят не ищущими ответов на вопросы "какой я?", "какие у меня качества?", "дадут ли они возможность стать тем, кем я хочу?", "видны ли мои недостатки?", – они мучительно, чаще в одиночку, переживают по всем этим поводам. Именно в период допрофильной подготовки, когда идет первичный выбор, важно создать условия для формирования доверия к себе, целенаправленности, самокритичности, умения делать выбор и нести за него ответственность. Подростки часто не желают идти на контакт с педагогами и психологами по поводу планов на будущее. В таких случаях на помощь приходит спасительная диагностика. В допрофильных классах особая ценность диагностических мероприятий состоит в их психокоррекционных возможностях. Сегодня в психологической литературе предлагается широчайший спектр различных форм и методов с использованием психодиагностических средств, направленных на личностное и профессиональное самоопределение учащихся, формирование у них умения целеполагания, временной перспективы (см. книги Г. Резапкиной, Н. Пряжникова., газету "Школьный психолог").

Особенно эффективны активизирующие групповые занятия, непродолжительные по времени, но четко служащие цели создания условий для формирования самосознания школьников. Не следует думать, что можно, придерживаясь традиционной урочной формы, решать психологические проблемы старшеклассников. Нужны принципиально новые формы проведения групповых занятий с детьми, опирающиеся на активные методы обучения: деловые профориентационные игры, большие психологические игры, использование мультимедийных технологий. В таких мероприятиях использование психодиагностических методик может давать психокоррекционный эффект. Например, методики описания себя "Кто я есть" и "Я через 5 лет", самооценочные методики, методики диагностики ценностных ориентаций. Ранжирование высказываний относительно будущей работы может быть средством развития личностных механизмов, регулирующих активность, формирующих позитивное самоотношение, готовность к изменениям и способность видеть альтернативы, принимать на себя ответственность, ориентироваться на свободный выбор и изменение в направлении будущего.

Важный аспект содействия готовности к выбору профессии – это широкая информированность:

о возможных способах получения желаемого образования после школы;

об усилиях, которые потребуется приложить для его получения;

о наличии собственной практической готовности и способностей для получения избранного образования;

о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию;

о содержании и условиях возможной профессиональной деятельности;

о последствиях, которые могут иметь место по завершении обучения (например, востребованности специалистов с данным образованием на рынке труда, оплате труда, возможностях для личностного роста и карьеры и др.);

о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и последующую профессиональную деятельность.

Такого рода информирование скорее является аспектом деятельности социального педагога, классных руководителей, организаторов воспитательной работы. Тем не менее, часть информационной работы с родителями может взять на себя психолог: возрастные особенности учащихся, проблемы совершения выбора личностью, особенности взаимодействия с детьми во время разного рода испытаний – экзаменов, конкурсных отборов, переживания неудач.

Важно также, чтобы дети как можно раньше в доступной, интересной для них форме были ознакомлены с психофизиологическими особенностями выбираемых ими профессий.

В 9–10-х классах (12-летней школы) необходимо проводить углубленную профориентационную работу. В современном понимании смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.

Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого учащийся ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основании которой он сам примет решение. Психологу важно владеть приемами профконсультирования. Полноценная профориентационная работа помимо массовых форм и методов (с классом или подгруппами) обязательно предполагает индивидуальные профконсультации. Индивидуальное консультирование требует высокого уровня подготовки специалистов. Поэтому, планируя психологическую работу по сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения, целесообразно учитывать широкий круг специалистов и учреждений района, города, способных включиться в совместную с вами деятельность.

Работа психолога с профильными классами чаще всего затруднена в связи с высокой загруженностью старшеклассников, и в целях сохранения психофизиологического здоровья нецелесообразно привлекать школьников к дополнительным занятиям. Однако, учитывая тот факт, что юношеский возраст сензитивен для определения жизненных планов, прояснения временной перспективы будущего, развития способности к целеполаганию, задача психолога состоит в использовании возможностей школьных воспитательных мероприятий, классных часов, компьютерных и мультимедийных технологий для психологической поддержки старшеклассников.

Психологическое сопровождение учащихся профильных классов может заключаться и в исследовании эмоционального состояния в начале обучения, диагностике социально-психологического климата в классах, диагностике уровня удовлетворенности организацией учебного процесса. Психологическая работа в разных формах организации профильного обучения также различна. Например, мультипрофильное обучение предполагает достаточный уровень автономности личности. Автономность определяется умением вычленить себя из мира окружающих людей, умением отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц, пониманием целостности своей личности, стремлением к самореализации, уровнем реализма в принятии карьерных решений. Обретение автономности представляет собой процесс взросления, который может нанести ущерб в случае отсутствия адаптационных ресурсов личности. Речь идет о такой ситуации, когда профильное обучение начинается без предварительной подготовки учащихся и переформирование классов или переход в другую школу вынуждает подростка ориентироваться на новую социальную ситуацию и систему межличностного взаимодействия. Зачастую оказывается, что подросток лишается постоянного общения со своими друзьями, выбравшими другой профиль, и это также снижает адаптивные возможности. Некоторым учащимся может потребоваться психологическая помощь в ситуации неопределенности или переосмысления выбора, несоответствия выбранного профиля собственным ожиданиям. Такие проблемы могут потребовать психологического консультирования.

Таким образом, мониторинговые мероприятия позволяют наблюдать динамику интересов и склонностей учащихся; профориентационное и психологическое просвещение создают условия для широкой информированности учащихся о мире профессий, о необходимых навыках и умениях, личностных особенностях; психологические занятия способствуют развитию навыков принятия решения, целеполагания, ответственности за совершаемый выбор. Профконсультирование и возрастно-психологическое консультирование направлены на формирование у учащегося стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах развития.

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Институт Филологии и Искусств

Отделение романо-германской филологии

кафедра теорий и технологий гуманитарно-художественного образования