1.1. Изучение вопроса ознакомления с окружающим миром дошкольников в педагогических исследованиях
Окружающий мир является предметом пристального изучения ребенка дошкольного возраста, он приобретает знания самостоятельно путем наблюдения и экспериментирования и под руководством взрослых повседневной жизни и на занятиях. Успехи дошкольников в познании окружающего мира поистине велики, хотя умозаключения и выводы, которые делает ребенок, самостоятельно не всегда могут носить достоверный научный характер и часто бессистемные и случайны. Поэтому руководство взрослым ознакомлением ребенка с окружающим миром является важнейшей задачей и средством умственного воспитания дошкольника. А. П. Усова считала ознакомление с окружающим миром основным фактором умственного развития дошкольника и ставила на первое место.
Объем знаний детей об окружающем мире представлен в программах воспитания и обучения детей. Во всех возрастных группах детей, как правило, знакомят со свойствами и качествами предметов, их назначениям, изготовлениям; с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых и с природным миром. Знания предметов и их свойств является одним из условий развития продуктивных видов деятельности ребенка, а развитие игры и обучения, формирования, поведения и отношения ребенка к окружающему связанно с усвоением знаний об общественной жизни, труде, деятельности взрослых.
Впервые программу по ознакомлению с окружающим миром создал чешский педагог Я. А. Коменский в научном труде «Материнская школа». Своими рекомендациями в «Материнской школе» Я. А. Коменский хотел помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно и разумно поставить вопрос о воспитании деятельных, трудолюбивых членов общества. Программа Я. А. Коменского целесообразна и систематична, он включает в себя два крупных раздела: вопросы воспитания нравственного достоинства человека и знания, и умения. На первый план Я. А. Коменский выдвигает те знания, которые мы обозначаем термином « естествознание». Это физика, оптика, астрономия и география. Конечно, они ограничиваются часто эмпирическими представлениями о предметах и явлениях природы и должны быть доступны детям. Для гуманитарных знаний Я. А. Коменский выдвигал такие науки как хронология, история, экономика, политика. Под хронологией понимается ознакомление с единицами для измерения времени: час, день, неделя, месяц, год и т.д., понятие вчера, завтра. Можно не сомневаться, что детям доступны представления о событиях, имевших место год, два назад, таким образом, ученые раскрывают перед детьми содержание историй. Кроме того, Я А. Коменский рекомендует знакомить детей и с геометрией, музыкой. К вопросам воспитания нравственного достоинства человека были сформированы требования по отношению к другим людям, самому себе.
Таким образом, приобщая детей к знаниям об окружающем мире, закладываются первые основы научного образования.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).
При отборе материала для ознакомления детей с окружающим миром и в процессе ознакомления с ним важно учитывать особенности умственного развития дошкольников. Умственное развитие ребенка характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнить их во внутреннем плане даже в том случае, если он их не видит. Не малую помощь в этом процессе оказывает речь. Свойственные дошкольникам эгоцентризм и центрация, необратимость мышления мешают детям удержать в памяти значительный объем информации, систематизировать и классифицировать объекты, точно определять возраст, ощущать время и расстояние. Эти особенности мышления лежат в основе трансдуктивных умозаключений и анимизма, типичных для детей трех шести лет. Например, чтобы показать маме радугу, мальчик ведет ее на то место, с которого увидел ее сам, полагая, что мать может увидеть радугу только в том случае, если займет его место. Дети, как правило, не умеют сосредоточиться на изменениях объекта и на его переходах в другое состояние, поэтому часто делают трансдуктивные суждения – умозаключение, построенное по принципу» от частного к частному без соотнесения с общим». Например, мальчик в зоопарке рассматривает слона и думает: «Серый, четыре ноги, двигается, длинный хвост. Замечательная собачка». Не способность детей отличать реальные предметы, объекты от вымышленных, стремление приписывать неодушевленным предметам или животным человеческие черты называется в науке анимизмом. Ребенок уверен, что снеговик может петь и танцевать, искренне верит в страшных сказочных персонажей. В этом прослеживается тесная взаимосвязь детского мышления и эмоций, которая к шести семи годам исчезает.
Одна из характернейших и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром - научиться отвечать на любые вопросы детей.
В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности - познания окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности все еще продолжает оставаться сенсорное (чувственное) освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий, и наглядных представлений. Но в этом возрасте пороги ощущений начинают снижаться. Это компенсируется повышением остроты зрения и точностью различения цветов, развитием слуха, точности оценок веса предметов.
Наиболее характерными становятся такие действия, которые позволяют ребенку обследовать предметы, выделять в них наиболее типичные свойства - разделять и соединять ощущения, придавая им характеристики сенсорных эталонов, общепринятых образцов восприятия. Такая деятельность закладывает основы для перехода на более высокую ступень развития - от наглядно-действенного к образному мышлению. Важнейшими условиями развития нормального восприятия и осмысления воспринимаемого становится ритм и наглядность.
Современные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста предлагают ознакомление дошкольников с окружающим миром.
В старшей группе детского сада ставится задача продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.
Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко). Знакомить детей со свойствами материалов (прочность, твердость, мягкость), со структурой поверхности (гладкая, шероховатая, с узелками). Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование (тонет — не тонет, рвется— не рвется). Учить группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (посуда — мебель; чайная, столовая, кухонная посуда).
Формировать знания о семье, беседовать с детьми о членах семьи, подчеркивать их заботу друг о друге.
Напоминать имена и отчества некоторых работников детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.). Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними. Стимулировать желание поддерживать порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам. Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
Учить детей называть родной город (поселок). Побуждать их рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке, на даче).
В дни праздников обращать внимание детей на красочное оформление зала детского сада, воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.
Продолжать знакомить с профессиями (медицинская сестра, повар, воспитатель), обращать внимание на трудовые действия и их результат. Учить беречь то, что сделано людьми.
Формировать у детей интерес к явлениям природы. Продолжать учить детей определять состояние погоды (холодно, тепло, жарко, идет дождь, дует ветер), знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы и т. п.).
Формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края. Познакомить детей с названиями комнатных растений, имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов). Учить различать и называть стебель, листья, цветок.
Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами. Дать первоначальные представления о диких животных (живут в лесу). Научить называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных (лиса — рыжая, у нее длинный, пушистый хвост). Расширять представления детей о том, что аквариумные рыбки живут в воде, плавают, едят корм. Учить детей узнавать по внешнему виду лягушку. Знать, что лягушка прыгает и квакает. Показать таких насекомых, как бабочка, жук. Рассказать детям, что у них есть крылья и они летают. Продолжать знакомить с обитателями уголка природы, учить наблюдать, как взрослые ухаживают за ними.
Воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на ее красоту.
Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их.
Знать некоторых домашних и диких животных; совместно с взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения; заботиться о чистоте помещения и участка.
Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков. Знать название своего города (поселка, села); с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них.
Таким образом, окружающий мир является предметом пристального изучения ребенка дошкольного возраста, он приобретает знания самостоятельно путем наблюдения и экспериментирования и под руководством взрослых в повседневной жизни и на занятиях.
- Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях в процессе сюжетно-ролевых игр
- Абакан, 2012 Оглавление
- Глава 1. Теоретические основы ознакомления дошкольников с окружающим миром 6
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы ознакомления дошкольников с окружающим миром
- 1.1. Изучение вопроса ознакомления с окружающим миром дошкольников в педагогических исследованиях
- 1.2 Методика ознакомления дошкольников с окружающим миром
- 1.3. Общая характеристика сюжетно-ролевой игры как средства развития детей дошкольного возраста
- Глава II. Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях в процессе сюжетно-ролевых игр
- 2.1. Анализ уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях
- Уровень представлений детей о профессиях на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
- 2.2 Использование сюжетно-ролевой игры в расширении представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях
- 2.3 Анализ полученных результатов
- Уровень представлений детей о профессиях на контрольном этапе опытно - экспериментальной работы
- Уровень представлений детей о профессиях на констатирующем и контрольном этапе опытно - экспериментальной работе
- Библиографический список
- Приложение Приложение а
- Приложение б
- Приложение в