2.2 Использование сюжетно-ролевой игры в расширении представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях
Работа формирующего этапа проводилась в течение преддипломной практики. Целью работы явилось расширения знаний детей о профессиях. Так как у детей наблюдался интерес к такой сфере деятельности взрослых как телевидение, журналистика, но дети на этапе констатации затруднялись в ответах на вопросы о данной сфере деятельности взрослых, то мы предложили организовать подготовку к сюжетно-ролевой игре «Редакция», в месте с тем данная тема позволяет и расширить, систематизировать знания детей и о других профессиях взрослых, а значит расширить сюжеты детей.
Дети с удовольствием приняли наше предложение, так как предложение поиграть в «Редакцию» сопровождалось обозначением значимого для детей мотивом – рассказать о жизни детского сада на страницах газеты.
Нами была поставлена цель: расширить знания детей о профессиях.
Перед тем как предложить детям игру, была проведена предварительная работа, которая включала в себя:
- беседу, в которой дети узнали, как и где создают газеты и их любимые книжки, кто трудиться над их изготовлением, узнали, что для работы нужен дружный слаженный коллектив;
- рассматривание журналов и газет, обращая внимание на то, как написаны и оформлены заголовки, иллюстрации, фотографии.
После проведённой работы, детям была предложена сюжетно-ролевая игра «Редакция». В игре дети должны были ознакомиться с ее работай и сами составить газету. В первый день игры, когда детям было предложено все необходимое для игры (макеты журналов, микрофон, печатная машина и т.д.), игра начиналась не сразу, т.к. дети занялись исследованием предметов. После этого детям было предложено распределить роли. Самостоятельно они с этим справиться не смогли, тогда вместе с воспитателем, как главным редактором, исходя из интересов и развития детей, роли были определены. Выбрав журналистов, составителей, художников и редактора, игра начиналась. Задача детей состояла в том, что они должны были самостоятельно взять интервью у работников детского сада, нарисовать рисунок о их работе, придумать заголовки, газет. Игра началась. После общего совета было решено, что первый к кому пойдут журналисты будет помощник воспитателя. Дети пошли брать интервью. В ходе своих вопросов дети были не уверенные, с стеснением расспрашивали о её работе, но к концу интервью они вошли в роль и с удовольствием расспрашивали о том, что их интересует. Рядом стоявшие художники пытались зарисовать все у себя в блокнотах. Все с удовольствием наблюдали за игрой.
Во второй день игры редактор газеты решил, что надо взять интервью у заведующей детского сада. Все дети отправились в кабинет к заведующей. С большим интересом журналисты начали своё интервью:
Полина: - «Здравствуйте мы журналисты»
Андрей: - «Мы делаем газету, скажите, что вы делаете?»
Гриша: - «А как вас зовут?»
Настя: - «Вы долго работаете в детском саду?» и т.д.
По возвращению в группу дети начали обсуждать и зарисовывать то о чем им рассказывала заведующая. Они так увлеченно рисовали, что не заметили, как наступил вечер.
На третий день игры, собравшись вместе, дети начали обсуждать, у кого им можно еще взять интервью. Общим обсуждением было решено, что журналисты отправятся на кухню к поварам детского сада. Отправив на задание журналистов, оставшаяся часть детей начала просматривать рисунки и придумывать к ним заголовки. Тем временем журналисты, придя на кухню, начали задавать вопросы поварам:
Катя:- « Что вы готовите?»
Витя:- « Где вы берете продукты, вы ходите в магазин?»
Вероника:- « А на чем вы варите?» и т.д.
Удовлетворившись ответами, дети пошли в группу, зарисовывать всю информацию. После проделанной работы дети собрались все вместе и начали отбирать лучшие рисунки для газеты. После этого детям было предложено придумать название газеты и заголовки. Предложений было много, редактор выбрал « Наш детский сад» в названии газеты, заголовки придумывали по рисункам « У нас на кухни», « В гостях у заведующей», « Наша няня» и др.
Четвертый день игры оказался самым эмоциональным. Дети с удовольствием начали собирать газету. Приклеивали рисунки, печатали заголовки ( с помощью взрослого) оформляли газету. После того как газета была готова, детям было предложено сделать газеты и пригласив всех ее участников. Все с удовольствием рассматривали газету. Дети были довольны игрой и ее результатом.
Нужно отметить, что буквально через неделю дети решили сами возобновить игру. Название газеты оставили прежнее, но теперь уже интервью брали у врача, логопеда, воспитателей другой группы и детей группы. Выпуск второй газеты тоже был праздником.
Для подтверждения того, что сюжетно-ролевая игра расширяет представления детей о профессиях с детьми проводили дополнительную игру – путешествие « Поезд». Перед игрой с детьми проводилась предварительная работа, которая включала в себя: - беседу о железной дороге и её работниках. В беседе использовались картины с изображением железной дороги, детская игра « Железная дорога». В ходе беседы выяснилось, что у многих детей родители работают на железной дороги.
После того как дети получили достаточно информации о железной дороге, им была предложена игра – путешествие « Поезд». Детям предложили отправиться в путешествие по железной дороге на ст. Лесная. Для того чтобы игра началась, предложили построить из стульчиков поезд. В ходе его построения Эля предложила название для поезда. Выбрали, « пассажирский поезд Стрела». Когда поезд был готов, дети начали выбирать машиниста и помощника машиниста. Самостоятельно справиться, они не смогли, спор разрешился считалкой. Таким же образом выбрали, из желающих детей, кассира, проводника, дежурного по станции и путейцев. После обсуждения своих обязанностей играющие заняли свои места. Остальные дети стали пассажирами.
Дежурный по станции Настя сообщила пассажирам: - « Пассажирский поезд «Стрела» готовиться к отправлению, пройдите к кассе».
Возле кассы дети стали в очередь.
Илья: - « Здравствуйте, дайте билеты на поезд».
Кассир Полина: - « До какой станции?»
Илья: - « Лесная»
Полина: - « С вас десять рублей»
Илья: - « Вот, возьмите»
Полина: - « Ваш билет»
Тем временем пока шла продажа билетов, путейцы Богдан и Никита проверяли готов ли поезд к отправлению, обходя его с обеих сторон и постукивая молотками по колесам.
После покупки билетов дети проходят к вагону, их встречала проводник Катя.
Катя: - « Ваш билет»
Илья: - « Вот возьмите»
Катя: - « Проходите»
Все дети заняли свои места. Дежурный по станции Настя: « Пассажирский поезд «Стрела» отправляется».
Машинисты Кирилл и Артем завели двигатель, и дети под музыкальное сопровождение отправились в путешествие.
В это время пока дети были увлечены поездкой, в группе расставили искусственные деревья.
Настя сообщила: - « наш поезд прибыл на станцию Лесная»
Катя вышла первая, за ней пассажиры. Детям предложили прогуляться по лесу (музыкальное сопровождение – звуки леса).
После прогулки по лесу, дети вернулись в поезд и отправились на свою станцию. Дети были увлечены и довольны игрой.
Следует отметить, что как сюжетно – ролевая игра « Редакция» так и игра путешествие « Поезд» заинтересовала и увлекла детей. Дети с удовольствием возобновляли игру, придумывая новые станции и города.
Из проведенной работы можно сделать вывод: сюжетно-ролевая игра направлена на приобретение новой информации, обогащение, знаний детей. Сюжетно-ролевая игра предоставляет наибольшую ценность для воспитания ребенка, и её сущность заключается в отражении социальных отношений между людьми. Дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, их назначением, изготовлением; с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых. Приобщая детей к знанием о профессиях, закладываться первые основы научного образования, также игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Содействует развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Дети активно, увлеченно участвуют, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей, воспитатель лишь управляет их игровой деятельностью.
- Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях в процессе сюжетно-ролевых игр
- Абакан, 2012 Оглавление
- Глава 1. Теоретические основы ознакомления дошкольников с окружающим миром 6
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы ознакомления дошкольников с окружающим миром
- 1.1. Изучение вопроса ознакомления с окружающим миром дошкольников в педагогических исследованиях
- 1.2 Методика ознакомления дошкольников с окружающим миром
- 1.3. Общая характеристика сюжетно-ролевой игры как средства развития детей дошкольного возраста
- Глава II. Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях в процессе сюжетно-ролевых игр
- 2.1. Анализ уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях
- Уровень представлений детей о профессиях на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
- 2.2 Использование сюжетно-ролевой игры в расширении представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях
- 2.3 Анализ полученных результатов
- Уровень представлений детей о профессиях на контрольном этапе опытно - экспериментальной работы
- Уровень представлений детей о профессиях на констатирующем и контрольном этапе опытно - экспериментальной работе
- Библиографический список
- Приложение Приложение а
- Приложение б
- Приложение в