Структура и виды воображения
Воображение имеет широкую сферу действия во всех видах деятельности, в поведении человека и в его отношениях с другими людьми. Процессы воображения в той или иной форме «проникают» во всю деятельность человека, выполняя многие функции [44, с.6].
В качестве одной из функций воображения С.В. Фатеев выделяет формирование новых образов индивидуального опыта. Воображение оперирует определенными образами, накопленными в опыте. В российской психологии, говоря об образе, понимают отражение какого-либо объекта, предмета или события, в структуре мышления этот образ трансформируется в знания об объекте отражения, тогда как в структуре мышления этот образ значительно шире.
Особенно ярко влияние и значение воображения проявляется в непривычных условиях, требующих ориентировочной деятельности. В этом случае формирование образов нового опыта осуществляется при помощи воображения [51, с.19-21].
Воображение выполняет познавательную функцию, являясь непременным психологическим фактором поисковой творческой деятельности. Создание новых образов и новых их сочетаний приводит к открытиям и изобретениям. Работа воображения приводит к концентрации умственной сосредоточенности, повышает интенсивность внимания и влияет на его переключаемость. Воображение осуществляет также антиципирующую функцию в познании и деятельности. Процесс антиципации выражается в предвосхищении результата обсуждаемого положения, последующего образа действия, поступка, а в речевом плане – в мысленном построении фразы, обращенной к собеседнику и в предвосхищающем слушании его речи, что является актом предкоммуникации в активном речевом общении. Вместе с тем образы воображения осуществляют регулирующую функцию. Они являются основой психического состояния, направленного на то, что может или должно произойти, а также предварительной настройки в восприятии и действии. Они приобретают побудительное значение, способствуя активизации деятельности в определенном направлении. В более широком познавательном и практическом значении образы воображения выступают в роли ориентирующих в последующей деятельности.
Велико также, по мнению И.В. Страхова, значение контрольно-корректирующей функции образов воображения. Контроль за процессом действия и коррекция в ходе его выполнения имеют целью исправление недочетов и ошибок, а также совершенствование методов и приемов выполняемой работы [43]. В этом отношении большое значение имеет наблюдение за ходом работы и умение своевременно исправлять и улучшать процесс труда. Особенно важна предвосхищающая коррекция действий, выражающаяся в умении заметить погрешность в трудовой операции уже в начальной форме этого процесса. Возникающий при этом образ совершаемого действия является необходимым психологическим условием исправления намечающегося ошибочного действия [44, с.6-7].
Другой важнейшей функцией воображения является мотивационная. Так как образ удовлетворенной потребности оказывает существенное влияние на формирование мотива, то в дальнейшем в процессе мотивации происходит формирование идеальных образов желаемого состояния объекта деятельности, то есть того состояния, которое позволило бы реализовать наличные потребности и интересы. При этом активно используется ранее приобретенный объектом опыт и знания.
Воображение осуществляет функцию регуляции деятельности, в которую входит операциональное преобразование совокупности образов поля организма на всех этапах деятельности; анализ исходных условий ситуации деятельности; построение идеальных образов желаемого состояния объекта деятельности; идеальные схемы деятельности; контроль-оценка промежуточных результатов деятельности [51, с.21-22].
Р.С. Немов в своих трудах выделял следующий ряд функций воображения. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятии, памяти, речи, эмоций. С помощью вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [30, с.266].
Кроме указанных функций, образы воображения выполняют эмоциональные функции. Яркие, отличающиеся чувственной живостью образы воображения усиливают эмоциональный тонус деятельности, стимулируют повышенное настроение в процессе труда, способствуют возникновению подъема в работе и увлеченности деятельностью. Эмоциональное значение образов воображения выражается в их эстетической функции. Так, в литературно-художественном творчестве это проявляется в художественном такте, выражающемся в отборе средств изображения характеров, психических состояний и образов природы. В литературном, изобразительном и сценическом творчестве воображение осуществляет функцию мысленного перевоплощения писателя, художника, актера в создаваемые образы, особенно в психологию персонажей, их внутренний мир и образ действий.
Таким образом, воображение во внутренней структуре организма способствует формированию новых образов индивидуального опыта, оказывает определяющее воздействие на мотивацию, является важным внутренним регулятором эмоциональных состояний и оказывает решающее воздействие на подготовку, организацию и осуществление деятельности.
Итак, мы рассмотрели функции воображения с точки зрения
С.В. Фатеева [50], И.В. Страхова [43] и Р.С. Немова [29]. Теперь представляется важным определить его структуру и виды.
Одним из элементов структуры воображения являются его механизмы. Л.С. Выготский для объяснения психологических механизмов воображения рассмотрел формы его связи с действительностью и выделил четыре закона, которым подчиняется деятельность воображения [4].
Во-первых, творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.
Во-вторых, конечный продукт воображения тесно связан с тем или иным реальным явлением благодаря социальному опыту. В этом смысле воображение само способствует расширению социального опыта.
В-третьих, воображение и действительность эмоционально связаны. Причем впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, проявляют тенденцию объединяться между собою, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности не существует.
В-четвертых, «построение фантазии может представлять собой нечто существенно новое, не бывшее в деятельности человека и не соответствующее какому-нибудь реально-существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне принявший материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи» [4, с.15-16].
В качестве психологических механизмов воображения Л.С. Выготский определяет внешние и внутренние восприятия, составляющие основу нашего опыта; диссоциацию (выделение отдельных черт и оставления без внимания других) и ассоциацию (объединение диссоциированных и измененных элементов) воспринятых впечатлений; комбинирование и приведение в систему отдельных образов; воплощение или кристаллизация внутренних образов во внешних образах [4, с.23-24].
С точки зрения С.В. Фатеева, внешние и внутренние восприятия, составляющие основу опыта человека, не являются механизмами воображения, а входят в структуру поля организма и поля личности, являющихся источниками воображения [50]. Что касается воплощения или кристаллизации внутренних образов во внешних образах, то в данном случае, пишет он, мы имеем дело с процессуальной основой воображения.
С.В. Фатеев относит к механизмам воображения следующие: комбинирование (сочетание качеств разных предметов в одном), акцентирование (или гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей), агглютинацию (соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов), типизацию (выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе) [40], а так же вероятностное прогнозирование. Л.В. Фесюкова называет, кроме того, заострение (подчеркивание каких-либо признаков) и схематизацию (сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними) [51, с.83].
Р.С. Немов выделяет два вида воображения: воссоздающее и творческое [29]. Такое деление отчасти относительно, т.к. каждый из этих видов содержит элементы другого. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер.
По степени выраженности активности различаются: воображение пассивное и воображение активное [29].
Пассивное воображение характерно, созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение при этом выступает как замена деятельности, её суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамеренным, когда создаются образы (грёзы) не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь, и непреднамеренным, которое наблюдается при ослаблении деятельности сознания, в полудремотном состоянии или во сне.
Активное воображение имеет два вида, как отмечает Р.С. Немов [29]: воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака и имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности [29].
Таким образом, в структуре воображения мы выделили источники актуализируемого опыта, также выяснили, что одним из элементов структуры воображения являются его механизмы [4], а также определили виды воображения. Рассмотрим особенности развития воображения детей.
- Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством сказок о муми-троллях туве янссон
- Содержание
- Введение
- Глава I педагогические и психологические основы развития творческого воображения детей дошкольного возраста
- Анализ проблемы творческого воображения
- Структура и виды воображения
- Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста
- 1.4. Условия и способы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
- Вывод по I Главе
- Глава II использование сказок на занятиях по изучению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста
- 2.1. Характеристика сказки как литературного жанра
- 2.2. Восприятие и продуцирование дошкольниками сказки
- 2.3. Педагогические особенности художественного построения сказок т. Янссон
- Характеры в «Волшебном лесу»
- Глава III экспериментальное исследование развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сказок т.Янссон
- 3.1. Организация эксперимента
- 3.2. Констатирующий этап эксперимента
- 3.3. Формирующий этап эксперимента
- 3.4. Контрольный этап эксперимента
- Заключение
- Литература:
- Приложение