3.3. Формирующий этап эксперимента
Основной целью нашего экспериментального исследования является проверка выдвинутой нами гипотезы о том, что сказки являются эффективным средством развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изучению художественной литературы.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была разработана система занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сказок Т.Янссон на занятиях по изучению художественной литературы.
Задачи проекта направлены на то, чтобы помочь детям услышать, понять и полюбить сказки, пробудить и развить у них интерес к сказкам других народов, познакомить с особенностями сказок скандинавских писателей, раскрыть смысл некоторых иностранных слов и выражений.
Разработанный нами цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сказок по своему характеру является развивающим и направлен на формирование развитой личности.
Формирующий этап эксперимента включал в себя различные методы работы с детьми: индивидуальные и коллективные беседы, индивидуальные и групповые практические задания, игровой метод. Деятельность была направлена на активное развитие воображения детей экспериментальной группы. Работа по развитию воображения детей экспериментальной группы проходила в форме групповых и индивидуальных занятий.
Занятия, проводимые с детьми, проходили в 3 этапа:
Первый этап Знакомство со сказками Т. Янссон «Мумми-Тролль и все, все, все…» и «Волшебная зима». На данном этапе мы использовали следующие варианты работы:
-чтение сказки (отрывков из сказки), после этого рассматривание иллюстраций к ним;
-рассказывание сказки (отрывка из сказки) с использованием различных видов театра;
-слушание сказки (отрывка из сказки) на аудио записи и рассматривание иллюстраций к ним;
-рассматривание изображений героев сказок, нахождение тех, которые являются героями сказок Т. Янссон «Мумми-Тролль и все, все, все…» «Волшебная зима» отрывков из сказки;
-слушание аудиозаписи со звуками издаваемыми животными, определение сказки, в которой они встречаются и дальнейшее чтение.
Второй этап. Закреплять содержание сказок. Знакомить детей с отдельными лексическими единицами родного языка. Упражнять детей в употреблении отдельных лексических единиц. Методические нормы, используемые на данном этапе:
- беседы с детьми;
- игры-театрализации;
- рассматривание иллюстраций;
- продуктивные виды деятельности (рисование, лепка и др.);
- дидактические игры, используемые нами, для упражнения детей в употреблении лексических единиц родного языка.
Третий этап Применение знаний сказок для выполнения самостоятельных практических заданий. Работа проходила в индивидуальной и групповой форме.
Задания, предлагаемые детям, можно разделить на три группы:
- задания на отработку лексического материала;
- задание на развитее воображения;
- задания на развитие воображения и отработку лексического материала.
Между этапами не существует жестких границ, переход от одного этапа к другому происходит по мере накопления детьми предложенных знаний и может осуществляться на одном занятии.
Далее, в качестве примера, мы приводим ход трех занятий, разработанных нами по сказкам Т. Янссон «Мумми-Тролль и все, все, все…» и
«Волшебная зима»:
Занятие «День рождения Мумми-Тролля»
Ход занятия:
Физминутка. «На дворе мороз и ветер»
Игровое упражнение “Ходьба по лесной тропинке”.
Предлагается придумать и назвать, какие подарки был бы рады получить от детей Мумми- Тролль.
Игра “Кораблик”.
Подведение итогов занятия.
Во время игрового упражнения детям предлагалось сказать, что из присутствующих ранее перед ними предметов исчезло. С заданием справилось большинство детей, но более успешно Алена А. и Максим Н. Игра “Кораблик” привела к яркому всплеску эмоций среди детей, так как она обладает элементом неожиданности.
Занятие «Театрализация сказки Т. Янссон «Приключения Мумми-Тролля»
Ход занятия:
Физминутка “Солнышко”.
Из какой сказки эти слова «Какие высокие белые деревья? Какие стройные высокие деревья?» (преподаватель на фланелеграфе обыгрывает эту фразу).
Театрализация сказки детьми на фланелеграфе.
Беседа с детьми.
Физминутка “Погладим белочку”.
Знакомство с новыми словами, обозначающими части тела:
Подведение итогов занятия.
Большое эмоциональное впечатление на детей произвела театрализация сказки на фланелеграфе, так как это не совсем привычный для них материал для работы. В беседе по сказке участвовали почти все дети, кроме Лёши С., было заметно, что он не заинтересован происходящим. Все дети с удовольствием выполняли движения и повторяли слова за воспитателем во время физминуток.
Занятие «Море слез»
Ход занятия:
Физминутка “Ехали ехали в лес за орехами”.
Знакомство с новыми словами:, животные, птица, стужа, мышки, , берёза сосна, гусь
Рассказывание адаптированного отрывка из сказки, сопровождаемое невербальным показом движений героев, показом сюжетных картинок, использованием пауз для побуждения детей выдвигать собственные гипотезы на родном языке относительно дальнейшего содержания сказки.
Задания по сказке.
Игровое упражнение «Расскажи мне сказку».
Физминутка “Лебеди”.
Беседа по сказке.
Подведение итогов.
Все дети с удовольствием выполняли движения и повторяли слова за воспитателем во время физ.минуток. С заданием по сказке, которое предполагало подобрать картинку к заголовку и картинку, изображающую героев этой сказки, быстрее всего справились Миша Р. и Саша Ф. В беседе по сказке активное участие принимали Таня Я., Женя Т. и Оля Р., особенно детей заинтересовал вопрос – «Могли бы вы наплакать целое море слез как Питер Мун, увидев, что так сильно изменились?».
Развивающая работа с детьми экспериментальной группы проводилась, один раз в неделю – по средам с декабря 2010 по май 2011 года. Длительность занятий составляла 30 минут (Таблица 2).
Таблица 2
Перспективный план проведения формирующего этапа эксперимента с детьми экспериментальной группы
Дата | Название занятия | Цель, задачи, оборудование |
14 января 2010 год | «Мумми-Троль и все-все-все» Т. Янсона | Цель: познакомить детей со сказкой. Развитие творческого мышления. Задачи.
|
21 января 2010 года | Театрализация сказки Т Янсона «Мумми-Троль и все-все-все» | Цель: закрепление изученных слов и содержания 1-ой главы сказки. Задачи:
|
28 января 2010 года | «Море слез» | Цель: изучение новых слов, знакомство со 2-ой главой сказки «Волшебная зима». Задачи:
|
4 февраля 2010 года | «Стужа» | Цель: изучение новой лексики по теме стужа. Задачи:
|
11 февраля 2010 года | «Путешествие Тролля»
| Цель: изучение и закрепление новой лексики. Задачи:
|
18 февраля 2010 года | Сказка Т Янсона «Мумми-Тролль и все, все, все…» | Цель: изучение новых слов, знакомство со сказкой. Задачи:
|
25 февраля 2010 года | «В гостях у Мумми-Тролля» | Цель: продолжение знакомства со сказкой, повторение пройденного материала, закрепление его в игровой форме. Задачи:
|
4 марта 2010 года | «Песенки Мумми-Тролля»
| Цель: воссоздание в памяти уже знакомого эпизода по отрывку из текста (по стихотворению), соотнесение с переводным текстом оригинала. Задачи:
|
11 марта 2010 года | «Мумми-Троль идет гулять» | Цель: продолжение знакомства с героями сказки, отработка изученной лексики. Задачи:
|
18 марта 2010 года | «День рождения Мумми-Тролля» | Цель: Ознакомление детей с традицией проведения Дня рождения в других странах и вручения подарков. Задачи:
|
- Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством сказок о муми-троллях туве янссон
- Содержание
- Введение
- Глава I педагогические и психологические основы развития творческого воображения детей дошкольного возраста
- Анализ проблемы творческого воображения
- Структура и виды воображения
- Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста
- 1.4. Условия и способы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
- Вывод по I Главе
- Глава II использование сказок на занятиях по изучению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста
- 2.1. Характеристика сказки как литературного жанра
- 2.2. Восприятие и продуцирование дошкольниками сказки
- 2.3. Педагогические особенности художественного построения сказок т. Янссон
- Характеры в «Волшебном лесу»
- Глава III экспериментальное исследование развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сказок т.Янссон
- 3.1. Организация эксперимента
- 3.2. Констатирующий этап эксперимента
- 3.3. Формирующий этап эксперимента
- 3.4. Контрольный этап эксперимента
- Заключение
- Литература:
- Приложение