logo
Гапоненко В

Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста

В процессе возрастного развития детей, происходят закономерные изменения личности, всех психических процессов, в том числе и воображения.

В.С. Мухина считает, что «значение периода от рождения до поступления в школу заключается в подготовке общих исходных человеческих знаний и умений, психических качеств и свойств личности, которые нужны всякому человеку для жизни в обществе. К ним относится владение речью, употребление предметов обихода, развитие ориентировки в пространстве и времени, развитие человеческих форм восприятия, мышления, воображения и т.д., формирование основ взаимоотношений с другими людьми, первоначальное приобщение к произведениям литературы и искусства» [28, с.40].

Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в качестве других [11]. В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие.

В первой половине дошкольного периода (3-4 года), как отмечает

О.М. Дьяченко [11] у ребенка преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Это, прежде всего впечатления, полученные ребенком при прослушивании рассказов, стихотворений, сказок, просмотре фильмов. В таком виде воображения мало сходства с реальностью, в нем практически нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения восстанавливают действительность в основном на эмоциональной основе. Следовательно, воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, оказалось для него особенно интересным [11].

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), когда проявляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

О.М. Дьяченко пишет, что к концу дошкольного возраста воображение у детей представлено в двух видах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком какой-либо идеи; б) возникновение воображаемого плана ее реализации [11, с.20].

Воображение у дошкольников выполняет несколько функций, отмечает И.В. Страхов: а) познавательно-интеллектуальную, которая позволяет ребенку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные передним задачи; б) и аффективно-защитную, которая обеспечивает защиту ранимой души ребенка от чрезмерных переживаний и травм [43, с.9].

Игры для развития воображения ребенка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций. Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения. Обе эти функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному.

И.В. Страхов отмечает, что если в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом и определяется характером игрушек, атрибутов роли, то у детей старшего дошкольного возраста нет уже столь тесной зависимости игры от игрового материала, воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присущи яркость, наглядность, подвижность [43, с.10].

Воображение обогащается по содержанию образов и расширяется сфера его проявлений, что происходит в процессе формирования кругозора детей через усвоение основ наук и свой жизненный опыт. Ознакомление с новыми видами деятельности и включение в новые формы отношений представляет необходимую объективную основу развития воображения. Игра, учение, самостоятельное чтение, расширение взаимоотношений с товарищами и старшими и познавательное углубление в процессе выполнения разных видов деятельности делают воображение всё более содержательным [44, с.71].

В процессе развития формируется познавательный аппарат воображения, психологические механизмы акцентирования, уподобления, комбинирования, творческого синтеза и др., что также способствует совершенствованию познавательных функций воображения.

Развитие воображения происходит в системе других познавательных процессов в этом отношении особенно важно формирование его интеллектуальной основы и опосредование его деятельности решаемыми познавательными и трудовыми задачами. В этом плане формируется умение оперировать образами воображения, сочетать его деятельность с творческой работой мышления при ведущем его значении [44, с.72].

Игра оказывает многостороннее влияние на развитие личности ребёнка. Столь же значительна роль игры и в развитии его воображения. Игра является ведущей формой деятельности детей в этом возрасте и через неё осуществляется воспитывающее влияние на детей. Основные проявления воображения детей в игре: создание игровых ситуаций; мысленное изменение функций вещей, игрушек, придание им новых свойств; проявление воображения в исполнении игровой роли и во взаимоотношениях с другими играющими детьми; игра с воображаемыми предметами. В психологическом механизме преобразования образов в игре существенное значение имеют процессы акцентирования свойств, их комбинирования, уподобления и мысленного превращения [44, с.73].

Различные виды игр детей, их изобразительная деятельность, чтение им сказок и рассказов и проводимая в детских садах учебная деятельность – таковы основные пути и средства воспитания воображения детей. Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа) [45, с.10].

Итак, значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребенка; по мнению О.М. Дьяченко, начиная со старшего дошкольного возраста важно помочь ребенку воплощать свои замыслы, помочь подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным [11, с.29].

Таким образом, мы проследили процесс развития воображения детей на протяжении дошкольного периода, выявили существенные изменения в процессе развития и связь воображения с другими познавательными процессами. Рассмотрим основные условия для оптимального развития воображения детей дошкольного возраста.