2.3. Педагогические особенности художественного построения сказок т. Янссон
«Приключения Мумми-Тролля» можно назвать без преувеличения вершиной жанра нонсенса. Нонсенс, отмечает Н.М. Демурова, как бы переиначивает и «выворачивает наизнанку» обычные жизненные связи, однако, совсем не означает, как можно было бы предположить из прямого перевода этого слова, просто «бессмыслицы», «чепухи» и что в нем кроется некий глубинный смысл. Однако, что за смысл в нем кроется, это каждый трактует по-своему [8, c. 15].
Время. Пространство. Сон.
«Волшебная зима» принадлежит к жанру литературной сказки, но отличительной чертой является особая организация временных и пространственных отношений. В «Волшебной зиме» используется мотив сна как особого способа организации мира сказки. Сон «включается» не сразу, оставляя место для вполне реального зачина. События разворачиваются не в «некотором царстве», некотором государстве», бесконечно далеком от скандинавского леса, как во времени, так и в пространстве, они происходят «здесь» и «сейчас». Этим сказка Т. Янсона отличается не только от фольклорных сказок, но и от огромного большинства сказок, созданных его современниками [8]. Такое построение сказки позволяет говорить о реальном, «биографическом», с одной стороны, и сказочном – с другой, типе организации времени. Под сказочным временем понимается не время всей сказки в целом, а сказочное время сновидения.
Сам сон – это своеобразный рычаг, который «включает» и «выключает» основное сказочное действие с его особыми характеристиками. В «Зимнем лесу» мотив сна возникает в прямом смысле слова, затем следует сама сказка.
Противопоставление Зимнего леса и привычного мира осмысляется Мумми-Тролем как разрыв между «сегодня» и «вчера». «Нет, вы только подумайте! - говорит он. - Какой сегодня день странный! А вчера все шло, как обычно! Может, это всё изменилось за ночь? Дайте-ка вспомнить: сегодня утром, когда я проснулся, я это был или не я? Кажется уже не совсем я! Но, если это так, то кто же я в таком случае? Это так сложно…» [8, с.18].
Сказочное время Зимнего леса существует само по себе. В «лесу» нет ни дня, ни ночи; там не светит солнце, но сияет луна, есть звезды на небосклоне. Однако и эти выражения имеют скорее абстрактный смысл: это языковые клише, условности речи, не связанные с действительностью [8, с.20].
Игра.
Сначала детям и взрослым кажется, что «Тролль» Т. Янсона – собрание несуразицы и ерунды, но, на самом деле, сказка – это игра, правила которой сформулированы для внимательного читателя внутри текста [8].
Нонсенс, заложенный в основу сказки, основан на разного рода инверсиях: все переворачивается с ног на голову, и герои поступают как угодно, но только не так, как положено в жизни. Читая такие тексты, ребенок открывает для себя гораздо более богатый мир: он создаёт мир простого, бесхитростного детства.
Следует подчеркнуть, что повесть-сказка Т. Янсона «Парк Мумми-Троллей» родилась как устное слово, точнее, как игра. Истории про Мумми-Троллей и его друзей – это плод коллективного творчества семьи, как уверял Т. Янсон, это как бы эпос, а ему досталась лишь скромная роль летописца. В процессе игры с маленьким Троллем все его друзья (Сму-смумрик Шнырёк Юксорри ) обрели каждый свою биографию, ярко выраженный характер, присущие каждому повадки, привычки, пристрастия, свою манеру разговора. Так устная, типично семейная сказка прорвалась в литературу [26, c.12].
Сам Мумми-Троль – это ребенок, который ничего не знает, но хочет знать все. С самых первых строк книги читателя тянет особая, нежная, трогательная атмосфера любви, которая в ней царит. Это мир добра и внимания друг к другу, мир, где гостя угощают самым любимым, где попавшего в беду всегда спасают, а другу отдают свой дом. И все эти обыденные поступки, которые лежат на периферии сюжета, являются настоящими подвигами героев, их открытиями приключениями, «экспедициями во взрослую жизнь [26, c.13].
Т.Янсон предлагает обратить внимание на отношение Тролля к игрушкам, ко всем сказочным существам, которые его окружают: оно теплое, дружественное опять-таки в отличие от Питера Муна. Путешествуя по старому лесу, Питер встречает каких-то монстров. Все это причудливо преображенные взрослые, которые под видом замысловатых загадок.
- Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством сказок о муми-троллях туве янссон
- Содержание
- Введение
- Глава I педагогические и психологические основы развития творческого воображения детей дошкольного возраста
- Анализ проблемы творческого воображения
- Структура и виды воображения
- Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста
- 1.4. Условия и способы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
- Вывод по I Главе
- Глава II использование сказок на занятиях по изучению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста
- 2.1. Характеристика сказки как литературного жанра
- 2.2. Восприятие и продуцирование дошкольниками сказки
- 2.3. Педагогические особенности художественного построения сказок т. Янссон
- Характеры в «Волшебном лесу»
- Глава III экспериментальное исследование развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сказок т.Янссон
- 3.1. Организация эксперимента
- 3.2. Констатирующий этап эксперимента
- 3.3. Формирующий этап эксперимента
- 3.4. Контрольный этап эксперимента
- Заключение
- Литература:
- Приложение