logo
Гапоненко В

Характеры в «Волшебном лесу»

В.П. Руднев провел анализ характеров в «Мумми-Тролле», в соответствии с последним разделом психологии – характерологией, и отмечает, что характеры в «Волшебном лесу» удивительно выпукло и четко очерчены [48].

Тролль жизнерадостен, добродушен, находчив. Находится в гармонии с окружающей действительностью. Смеется, когда смешно, грустит, когда грустно, ему чужды отвлеченные понятия, может быть недалек.

Юксорри тревожен и труслив, ожидает опасностей от больших животных, стыдится своей боязни, ему кажется, что надо предупредить своими речевым поведением эти надвигающиеся опасности. Всегда готов спасовать, но поддержанный другими, в трудную минуту может проявить чудеса храбрости, как это происходит с ним в конце книги [48].

Туу-тикки оторвана от действительности и погружена в себя, замкнута на своем внутреннем мире, полностью оторвана от реальности, находится в мире гармонии «длинных слов», которые никак не вязаны с моментом говорения, прагматически пусты.

Шнырёк мрачен, агрессивен, убежден, что всё безнадежно плохо. И все плохо к нему относятся, но в глубине души он достаточно тонок и даже, скорее добр, особенно это видно в конце книги. Он может изощренно издеваться над собеседником, но при этом в глубине души чувствовать к нему расположение. Таковы его отношения с Юксорри.

Тётка Химулиха авторитарена, стремится подчинить себе окружающих, её самая сильная сторона – организаторские способности, самая слабая – неискренность и недалекость.

Бельченок стремится обратить на себя внимание, неимоверно хвастлив, совершенно не в состоянии отвечать за свои сло

Все характеры естественным образом взаимодействуют друг с другом, и это, в первую очередь, проявляется в разговорах [48].

Мумми-папа пишет мемуары в трудную минуту, чтобы придать себе сил, осмыслить непонятное, зафиксировать свою оценку происходящего или отметить поступок другого персонажа, разобраться в себе. Его речь оперативна, лишь, когда начинают говорить длинные слова, он отключается и отвечает невпопад. Он единственный, кто способен на такие речевые акты, как обязательство или обещание, которые всегда выполняет.

Мы уверены, что это замечательное произведение, особенно при умелом руководстве со стороны взрослого (педагога, родителя), не оставит равнодушным ни одного ребенка, и, затронув струны детской души, будет способствовать его развитию и образованию.

Таким образом, мы выяснили, что в сказках Т Янсона определенным образом построено временные и пространственные отношения – события происходят «здесь» и «сейчас». Сон является своеобразным рычагом, который «включает» и «выключает» сказочное действие, все это служит для организации сказочного пространства, чтобы придать ему некую реальность. Помимо всего сказанного, мы полагаем, что в книгах «Мумми-Тролль и все-все-все…» и «Волшебная зима» заложен огромный развивающе-нравственный потенциал, который мы предлагаем использовать. Эту же точку зрения разделяет Н. Короткова [20].

Таким образом, мы проследили генезис сказки, как литературного жанра, выделили основные виды сказок, их главные черты, особенности композиции и выяснили то, что воображение в сказке отличается оригинальностью и богатством форм преобразования и создания новых образов. выяснили, что литературный язык является средством художественного выражения идейного содержания произведений, с помощью него можно нарисовать художественный образ предельно конкретным, зримым, выразить движение мысли героев и их чувства. Мы полагаем, что в книгах «Мумми-Тролль и все-все-все…» и «Волшебная зима» заложен огромный развивающе-нравственный потенциал, который мы предлагаем использовать.

Подытоживая все вышесказанное, мы можем увидеть, сколь велика роль сказок в развитии воображения и создания положительной мотивации для изучения родного языка. При работе со сказкой на занятиях по развитию речи необходимо беседовать с детьми о прочитанном, добиваясь, чтобы им был понятен не только общий смысл сказки, но также и значение отдельных слов, использованных для более точной и образной передачи содержания, для характеристики того или иного образа.

Сама по себе ситуация нахождения ребенка в искусственных условиях языкового общения, созданных на основе художественных иноязычных текстов уже способствует работе воображения и его образов, обогащает внутренний опыт ребенка и стимулирует творчество детей. Активизация всех видов деятельности детей старшего дошкольного возраста позволяет педагогу решить все поставленные задачи в полном объеме.