logo
шпоры самойленко

8.Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

Определение «степени нормальности» человека - сложная междисциплинарная проблема. Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходимо уяснить понятие «норма». В самом общем смысле понятие нормы восходит к латинскому "правило", "образец".

Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и Продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума со- Ответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

Ориентация на норму важна на-этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи, Актуальны несколько значений этого понятия.

Среднесmаmuсmu.ческая. норма - уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании группы популяции людей того же Возраста, пола, культуры и т.д, Попадание в зону средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68 % лиц дан- ной возрастной категории, пола и т.д, Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психологопедагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

Функциональная норма - индивидуальная норма развития. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденциеи развития каждого человека. Другими словами, функциональная норма - это своего рода индивидуная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеюшихся у него нарушений. Достигнутое состояние только тогда можно

считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями,с одной стороны и требованиями со стороны социума - с другой.Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи. Идеальная норма - некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.Идеальные нормы возникали в виде обобщения положительных качеств выдаюшихся представителей человечества, обеспечивавших его прогрессивное развитие, и фиксиревались в так называемых нормативных науках, например, педагогике, политике, праве и др. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества. .

В психологии идеальные нормы представлены в гуманистических моделях к.Роджерса, А. Маслоу и др. Это направление характеризуют как "психологию эталонов", поскольку психологи-гуманисты создавали идеальные и возвышенные образы здоровой личности, далекой от деструктивных проявлений психопатологии. Именно идеальные нормы заложены в определении Всемирной организации здравоохранения здоровья человека как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. П.Б. Ганнушкин, отечественный психиатр с мировым именем, называл гармонические натуры по большей части плодом воображения и утверждал, что у каждого человека можно найти психопатические черты. Человек здоров настолько, насколько он не позволяет патологическим чертам разрастись больше положенного. Проблема «норма - патология» - это одна из острейших проблем современного человекознания, по своему содержанию выходящая далеко за пределы медицины. Острый дискуссионный характер данной проблемы проявляется в многочисленных вариантах ее решения, каждый из которых имеет как свои достоинства, так и явные недостатки.Одним из распространенных вариантов в решении проблемы "норма­ патология"считается частотный или статистический подход. Сущность его состоит в том, что критерием нормальности объявляется показатель распространенности, или частотности того или иного явления: чем большее распространение оно получает, тем выше вероятность его отнесения к категории нормы и наоборот. Однако критерий частотности не всегда может содержательно надежным. Многие явления не являются распространеным но это не превращает их ненормальные (например, леворукость). Часто исследователи используют так называемый адаптационный Его основная идея состоит в том, что критерием нормальности выступать способность человека к адаптации, то есть способность долгой приспособляемости к физическим и социальным изменениям. Быстро однако вряд ли можно назвать аномальным активное нежелание человека приспосабливаться к аморальным и антигуманным условиям жизни, в которыe он попал помимо своеи воли. роме того, неясны критерии адаптивности: как долго человек должен проявлять признаки дезадаптации, чтобы это состояние было квалифицировано как отклонение от нормы? Само понятие «приспособленность» в ряде исследований признается неподходяшим для описания здорового или нормального существования. Так, польский психолог и клиницист К. Домбровский считал, что способность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне свидетельствует о моральной и эмоциональной неразвитости. За этой способностью скрываются отсутствие иерархии ценностей и жизненная позиция, не содержащая в себе элементов, необходимых для позитивного развития личности и творчества. Социальные психологи считают, что адаптация может быть добровольной и принудительной. Принудительная адаптация наносит ущерб человеку ­ деформирует его интеллектуальные и моральные качества, приводит к эмоциональным нарушениям. В рамках культурно-релятивного подхода проблема нормы и патологии решается в контексте культуры и исторического времени. Согласно этой точке зрения, одно и то же явление в одной и той же культуре, но в разное время может оцениваться по-разному (то как нормальное, то как патологическое). Равно как в разных культурах в одно и то же время оценки одного и того же явления могут быть диаметрально противоположными: то, что нормально в одной культуре, не нормально в другой. Понятие «нарушенное развитие» не является чем-то самоочевидным и нуждается в серьезном теоретическом анализе. Это понятие довольно относительное. Всякая трактовка отклоняющегося развития подразумевает наличие некой точки отсчета, более или менее определенного представления о том, каков должен быть процесс нормального развития или развития вообще как такового. Но в современной психологии не существует единого понимания природы, механизмов, условий и сущности онтогенеза психики. А различные взгляды на процесс развития способствуют многогранному видению и его нарушений. Разными авторами делались попытки выделения существенных характеристик феномена нарушенного развития. Авторы учебного пособия "Основы специальной психологии" раскрывая сущность отклоняющегося развития, Отмечают, что оно представляет собой класс "особых состояний, возникающих преимушественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различчных групп факторов (органической или функциональной приропы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциальго развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

С точки зрения Семаго «любое отклонение отдельной функции или системы психических функций или системы психических функций от программы развития вне зависимости от знака измения + или -, выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста следует рассматривать как отклоняющее развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории с отклонениями в развитии

Сорокин предлагает следующее определение этого явления: и отклоняющее развитие следует понимать как обычное развитие, протекающее в необычных условиях, патогенная сила которых переходит компенсаторные возможности индивида, не нарушая при этом целостности психики, модифицируя лишь уровень ее опосредованности. Вследствие этого относительно устойчиво изменяются параметры и стороны микрогенеза, что приводит к трансформациям в процессе возрастного развития. Это прежде всего проявляется в замедлении процесса социализации, то есть в усвоении культурно-иторического опыта. Именно поэтому дети с признаками нарушенного развития нуждаются в специальной медико-социальной и психолого-педагогической помощи

В последние два десятилетия в науке отчетливо доминирует воззрение о том, что норма и патология – это две крайние точки, между которыми не существует четкой границы. Именно поэтому их так трудно дифференцировать и найти четкие критерии их различения.