16.Формы умственной отсталости. Их сходство и различия
Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.
К лицам с нарушением умственного развития относят лиц со стойки необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер.
Причины возникновения умственной отсталости многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренний(эндогенные), Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни.
Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:
- тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности (вирусные грипп, краснуха и др.);
- различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будушей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женшиной лекарств, алкоголя
Они могут изменить развитие плода:
- заражение плода различными паразатарными заболеваниями (напри мер, токсоплазмозом);
- при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой;
- травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба.
умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающихв результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при попадении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых проходах Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием при родах умственную отсталость ребенка.
Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка.
Среди внутренних причин, обуславливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности.Установлено, примерно 75 % составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, в хромосомных заболеваниях в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резусфактор)
Среди причин, обусловливающих возникновение умственнои отсталости выделяют также воспалительные заболевания мозга и его оболочки, возникшие у младенца менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения) в последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери.
Умственно отсталые лица - разнородная по своему составу группа. Выделяются две основные клинические формы умственной отсталости: олигофрения и деменция.
Если время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым периодом и первыми тремя годами постнатальной жизни, ребенку ставится диагноз "олигофрения" (от греч. малоумный). Структура дефекта у таких детей характеризуется тотальностью и относи тельной равномерностью недоразвития разных сторон психики.
Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются У детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития, поскольку срок нормального развития головного мозга ребенка минимален.
Меньшая по численности группа - лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного мозга, органических заболеваний мозга (менингита, энцефалита) происходит распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией (слабоумие), при которой нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5-7 и более лет). при олигофрении период нормального развития отсутствует. Так же как и при. олигофрении, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый (характер. Однако при деменции отмечается прогрессирование заболевая чего нет при олигофрении).
Особыми являются также случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с текущими психическими заболеваниями - эпилепсиией шизофренией и др., что существенно затрудняет воспитание и обучение.
По выраженности интеллектуального дефекта выделяют три cтадии умственной отсталости при олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.
В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение "груднообучаемые".
Согласно классификации, принятой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степни снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ).
- 2.История становления специальной психологии
- 3.Межпредметные связи специальной психологии с другими науками
- 5. Метод беседы в специальной психологии.
- 6. Метод обучающего эксперимента в специальной психологии
- 7. Методы специальной психологии: метод изучения документов, метод рисунков, проективные методики.
- 8.Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
- 9.Проблема компенсации психических функций
- 10.Теории компенсации
- 11.Структура нарушенного развития. Понятие о первичном дефекте и вторичных отклонения
- 12.Биологические причины аномального развития
- 14 Классификации нарушений развития
- 16.Формы умственной отсталости. Их сходство и различия
- 17. Степени умственной отсталости: дебильность
- 18. Степени умственной отсталости детей: имбицильность
- 19. Степени умственной отсталости детей: идиотия
- 20.Особенности восприятия умственно отсталых детей
- 21. Особенности мышления умственно отсталых детей
- 22. Особенности памяти умственно отсталых детей.
- 24. Особенности эмоциональной сферы.
- 26.Зпр конституционального происхождения
- 29.Зпр церебрально-органического происхождения.
- 27.Зпр соматогенного характера
- 33. Дети с недостатками слуха. Классификация
- 31.Особенности восприятия детей с зпр
- 32.Дифференциальная диагностика задержки психического развития и умственной отсталости
- Особенно важно различать умственную отсталость и зпр церебрально органического генеза.
- 35.Особенности развития детей с недостатками слуха
- 36.Особенности развития детей с недостатками зрения.
- 37. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
- 40.Психология детей с синдромом раннего детского аутизма