9.Проблема компенсации психических функций
Проблема компенсации функций является одной из центральных как в специальной психологии, так и в специальной педагогике, поскольку задача специально организованного' Обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций.
Компенсация (лат. compensatio - уравновешивание, уравнивание) - это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Пластичность психики как сложнейшей функциональной системы лежит в Основе компенсаторных механиэмов основная сущность которых сводится К замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстатавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.
С. Выготский, П. К. Анохин выделяли два типа компенсации
1) внутрисистемная компенсация осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших
2) межсистемная компенсация связана с перестройкой функциональной системы и Включением в работу новых элементов из других структур счет выполнения ранее несвойственных им функций. Например, компенсация Функций Зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит счет развития осязания, Т.е. деятельности двигательного и кожного аналиторов.
Чаще всего наблюдаются оба типа компенсации функций. Это имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано приобретеных дефектов развития.
У животных компенсация сводится к инстинктивной, биологическая приспосабливаемости организма. Структурные нарушения или недоразвит органов и систем Вызывают перестройку функций на основе действия закон биологической адаптации, сложившихся в процессе эволюционного развития
У человека процессы компенсации заключаются не столько в биологической адаптации организма, сколько в формировании способов действий усвоении социального опыта при сознательной целенаправленной деятельности. Ведущую роль играет сознание, обусловленное социальными отношениями, Таким образом, компенсация у человека связана с развитием всех сторон его личности.
Категория компенсации является одной из ключевых для теории и практики специальной психологии. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, длительное время составляло предмет острых дискуссий. Существует несколько теорий компенсации. Особое значения в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследованиях П. К. Анохина, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Штерна, А. Адлера и др.
Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобные уровня (В.М. Сорокин, 2003).
Первый - биологический, или телесный, уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.
Второй - психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания. Не случайно одно и то же нарушение у животных и человека можно
привести к различным последствиям. Так, глухота у животного в условиях
дикой природы не совместима с жизнью. Человек же при всех трудностях, возникающих в условиях глухота, способен продолжать полноценную жизнедеятельность.
Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватно оценке своих Возможностей в условиях тех или иных нарушений, постанове реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, ВЫПОЛНЯЮТ важнейшую коМ'
компенсаторную функцию. Поэтому закономерным является то, что при одном и
том же нарушении у разных лодей наблюдаются выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.
Третий уровень - социально-психологический. Психологический уровень протекания компенсаторных процессов, являясь центральным для человека, тем менее, не может сам по себе обеспечить реализацию всей компенсаторной программы. Для этого требуется более сложная форма его организаторская эффективность компенсации во многом определяется характером межличностных отношений инвалида с ближайшим окружением. Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, понимание, терпимость и т. д. является мощным психологическим средством раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющим веру в свои силы, восстанавливающим позитивное отношение к себе.
Ощущение духовного и социального благополучия базируется на осознание своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном понимании своей собственной независимости и автономности. Это по рождает в человеке чувство осмысленности существования и защищенности.
Ощущение благополучия многими исследователями связывается с тремя основными жизненными «опорами», принципиально важными в процессе компенсации тех или иных нарушений: семьей, профессией и ближайшим окружением вне семьи. В каждом из этих институтов индивид в разных пропорциях реализует осознание своей причастности и независимости. Не случайно в современной коррекиионной педагогике и специальной психологии особое внимание уделяется семейному воспитанию и профессиональному самоопределению лиц с врожденными или рано приобретенными отклонениями от нормального хода развития.
Четвертый уровень - социальный. Содержание этого уровня связано с макросоциальными масштабами существования человека. Прежде всего, это политика государства в отношении инвалидов, в том числе и инвалидов детства; создание особых социальных институтов, функционирование которых направлено на помощь лицам с отклонениями В развитии - детские сады, школы, реабилитационные центры, учебно-производственные предприятия, лечебные мастерские и т. д. Кроме того, уровень предполагает организацию Системы подготовки специалистов в области коррекционного образования.
К социальному уровню следует отнести и характер отношения к инвалидам в сфере обыденного массового сознания. Эта область тесно связанна с религиозными, национальными и историческими традициями того или иного общества. Опыт интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз стремится максимально задействовать возможности социального уровня компенсации.
С понятием компенсации тесно связан другой термин - декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффективности под влиянием патогенных воздействий. По степени легкости возникновения и устойчивости декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эффекта.
В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие - псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции Личности неадекватно использовать защитные механизмы и копингстратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившейся кризисной ситуации.
- 2.История становления специальной психологии
- 3.Межпредметные связи специальной психологии с другими науками
- 5. Метод беседы в специальной психологии.
- 6. Метод обучающего эксперимента в специальной психологии
- 7. Методы специальной психологии: метод изучения документов, метод рисунков, проективные методики.
- 8.Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
- 9.Проблема компенсации психических функций
- 10.Теории компенсации
- 11.Структура нарушенного развития. Понятие о первичном дефекте и вторичных отклонения
- 12.Биологические причины аномального развития
- 14 Классификации нарушений развития
- 16.Формы умственной отсталости. Их сходство и различия
- 17. Степени умственной отсталости: дебильность
- 18. Степени умственной отсталости детей: имбицильность
- 19. Степени умственной отсталости детей: идиотия
- 20.Особенности восприятия умственно отсталых детей
- 21. Особенности мышления умственно отсталых детей
- 22. Особенности памяти умственно отсталых детей.
- 24. Особенности эмоциональной сферы.
- 26.Зпр конституционального происхождения
- 29.Зпр церебрально-органического происхождения.
- 27.Зпр соматогенного характера
- 33. Дети с недостатками слуха. Классификация
- 31.Особенности восприятия детей с зпр
- 32.Дифференциальная диагностика задержки психического развития и умственной отсталости
- Особенно важно различать умственную отсталость и зпр церебрально органического генеза.
- 35.Особенности развития детей с недостатками слуха
- 36.Особенности развития детей с недостатками зрения.
- 37. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
- 40.Психология детей с синдромом раннего детского аутизма