11.Структура нарушенного развития. Понятие о первичном дефекте и вторичных отклонения
Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онгогенеза, возникающих в детском возрасте.Впервые этот термин ввел Швальбе (1927), обозначив им отклонения внутриутробного формирования структур организма от Нормального развития. Направление психологического анализа психического дизонтогенеза впервые определил Л. С. Выготский (1936), осуществив поиск психологических механизмов нарушений психического развития детей с опорой на модель нормальной психической деятельности и учетом двух взаимосвязанных линий развития - биологической и социально-психической. В трудах Л.С. Выготского детально разработано понятие дефекта, являющееся центральным для специальной психологии и педагогики. Он отмечал, что ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, но развит иначе. На модели умственной отсталости Л. С. Выготский сформулировал ряд общетеоретических умений, оказавших фундаментальное влияние на все дальнейшее изучение аномалий развития. Это, во-первых, положение о том, что развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка. Во-вторых, Л. с. Выготский сформулировал положение, согласно которому у аномального ребенка выделяются разные группы дефектов: первичный связанный с повреждением ЦНС, и вторичные дефекты, отражающие нарушения психического развития в условиях первичного дефекта. Он показал как именно влияют вторичные дефекты на прогноз развития и возможности психолого-педагогическои коррекции. Характер соотношений первичных и вторичных симптомов весьма сложен, что существенно затрудняет диагностику. Не всегда легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных, которые могут быть настолько выраженными, что маскируют ядерные расстройства. В таких случаях не исключена диагностическая ошибка.Л.с.выготский впервые выдвинул идею о сложной структуре аномального развития, ввел понятие «структура дефекта», которое означает, что аномальное развитие не сводится к биологическим повреждениям различных систем организма (ЦНС, анализаторов и др.). Эти повреждения' представляют собой лишь первичные симптомы нарушений - перяичный дефект, который неизбежно ведет за собой вторичные нарушения. Первичные, или ядерные, нарушения - это малообратимые изменения в параметрах работы той или иной психической функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора. Вторичные, или системные, нарушения - это обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер и меняют всю структуру психического развития. Они возникают как следствие обусловленной первичным дефектом депривации, появляющейся у ребенка из-за нарушения социальных контактов. К вторичным нарушениям относится недоразвитие высших психических функций (речи, опосредованной памяти, мышления и др.).Соотношение между симптомами первичных и вторичных отклонений во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, от его компенсаторных возможностей, а также от своевременности и адекватности коррекционной работы. Поэтому не всегда удается обнаруживать прямую зависимость между глубиной и выраженностью ядерного расстройства и характером проявлений вторичных отклонений.Формирование системных нарушений имеет свои закономерности. Так, большое значение имеет не только наличие прямой связи функции с поврежденным звеном, но и степень прочности и близости этой связи: чем она теснее, тем более выраженными будут вторичные нарушения и наоборот. Функции, не имеющие непосредственной связи с первично поврежденной функцией могут остаться относительно сохранными. Третичные нарушения - это отклонения в разных сторонах психики, не Не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией. Эти нарушения факультативны: они рассматриваются как индивидуально варьирующиеся признаки, необязательные для лиц с определенным типом дизотогенеза. К третичным нарушениям относят недоразвитие социального появления, задержки личностного развития и дрСоотношение и взаимодействие первичных, вторичных и последующие) отклонений и представляют собой сложную структуру аномального развитие Например, нарушение слухового анализатора (первичный дефект) отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Если глухота возникло до овладения речью, то, как следствие, наступает немота - вторичный дефект. В свою очередь, недоразвитие или отсутствие речи создает неблагоприятные условия для развития функций восприятия, сповесно-логического мышления, памяти и других высших психических функций и видов деятельности, прежде всего общения; в целом же - к отклонениям в формирования самосознания и личности. Таким образом выстраивается целая цепочка: первичный дефект влечет за собой вторичные отклонения в развитии, которые в свою очередь являются условием возникновения других отклонений: третьего, четвертого и Т.Д. порядка. Л.С.ВыготскиЙ отмечал, что чем ближе вторичный симптом к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция. И наоборот, "чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитанию". Например. наиболее тесно с первичным дефектом, т.е. с нарушением слуха, связаны недостатки произношения глухих. Они страдают в большей степени и с большим трудом поддаются коррекции. Глухой ребенок не слышит собственной речи, не может ее контролировать, сравнивать с речью окружающих, поэтом} у него значительно страдает произносительная сторона речи: четкость, внятность. Вместе с тем, другие стороны речи (словарь, грамматика), которые имеют опосредованную связь с первичным дефектом за счет активного использования письменной и жестовой речи, в условиях специального обучения корригируются в большей степени. Взаимодействие первичных и вторичных отклонений имеет сложный диалектический характер. Первичный дефект вызывает вторичные отклонения, но и они в определенных условиях воздействуют на первичный симптом. Например, взаимовлияние неполноценного слуха и возникшего на этой основе недоразвития речи осуществляется следующим образом: слабослышащий ребенок не будет использовать остаточные функции сохранного слуха, если у него не развивают устную речь. Только при условии интенсивных занятий по преодолению вторичного нарушения оптимально используются возможности остаточного слуха. Чем больше словарный запас, богаче понимание этих слов, тем лучше он понимает разнообразие грамматических форм. Чем лучше человек владеет речью, тем больще способность использования слуха. Основываясь на этой концепции, соотношение причин и следствий, возникающих в ходе аномального развития, можно трактовать следующим образом одни и те же сходные вторичные и третичные отклонения в развитии могут наблюдаться при разных первичных дефектах. И, наоборот, при одном и том же первичном нарушении отсутствует полное однообразие третичных (а возможно, и вторичных) проявлений дефектов, поскольку не только первичный дефект, но и условия развития, которые .не могут быть идентичными, имеют существенное значение в возникновении вторичных и третичных нарушений. Эти положения нашли развитие в ряде теоретических и экспериментальных исследований в русле разработки системы обучения и воспитания аномальных детей
- 2.История становления специальной психологии
- 3.Межпредметные связи специальной психологии с другими науками
- 5. Метод беседы в специальной психологии.
- 6. Метод обучающего эксперимента в специальной психологии
- 7. Методы специальной психологии: метод изучения документов, метод рисунков, проективные методики.
- 8.Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
- 9.Проблема компенсации психических функций
- 10.Теории компенсации
- 11.Структура нарушенного развития. Понятие о первичном дефекте и вторичных отклонения
- 12.Биологические причины аномального развития
- 14 Классификации нарушений развития
- 16.Формы умственной отсталости. Их сходство и различия
- 17. Степени умственной отсталости: дебильность
- 18. Степени умственной отсталости детей: имбицильность
- 19. Степени умственной отсталости детей: идиотия
- 20.Особенности восприятия умственно отсталых детей
- 21. Особенности мышления умственно отсталых детей
- 22. Особенности памяти умственно отсталых детей.
- 24. Особенности эмоциональной сферы.
- 26.Зпр конституционального происхождения
- 29.Зпр церебрально-органического происхождения.
- 27.Зпр соматогенного характера
- 33. Дети с недостатками слуха. Классификация
- 31.Особенности восприятия детей с зпр
- 32.Дифференциальная диагностика задержки психического развития и умственной отсталости
- Особенно важно различать умственную отсталость и зпр церебрально органического генеза.
- 35.Особенности развития детей с недостатками слуха
- 36.Особенности развития детей с недостатками зрения.
- 37. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
- 40.Психология детей с синдромом раннего детского аутизма