33. Дети с недостатками слуха. Классификация
Слух это способность человека воспринимать и различать звуки. Человек отличается от других живых существ тем, что помимо физического слуха обладает слухом фонематическим, т.е. способностью различать фонемы-звуки речи.
На долю слуха приводится только около 2 % информации о внешнем мире, которую человек получает через органы чувств. Тем не менее, состояние слуха оказывает решающее влияние на речевое и психическое развитие ребенка.
Изучение проблем детей с нарушенным слухом занимаются науки сурдопсихология и сурдопедагогика.
Сурдопсихология –раздел специальной психологии, изучающей проблемы своеобразия познавательной и эмоционально-волевой сфер, деятельности людей с недостатками слуховой функции.
Сурдопедагогика – раздел специальной педагогики, представляющей систему знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.
Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха. Вопросы исследования и классификации остаточной слуховой функцией у детей с дефектами слуха издавна интересовала как врачей, так и судропедагогов. медицинские классификации имеют своей целью дать отоларингологам ориентиры для проведения лечения и профилактики заболеваний, ведущих к нарушениям слуха. Педагогические классификации адресованы учителю и направлены на обоснование различных подходов к обучению лиц с недостатками слуха.
Боскис разработала психолого-педагогическую классификацию, предложив критерии, учитывающие своеборазие развития детей с нарушенным слухом:
Степень поражения слуховой функции
Уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции
Время возникновения нарушения слуха
Исследователь выделила две основные категории детей с недостатками слуха: глухие с слабослышащие
1.К категории глухих детей относятся те дети, слух которых не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса
Как правило, большинство детей, которые относятся к числу абсолютно глухих, способны воспринимать очень громкие звуки природы, гудок паровоза, свисток, звон колокольчика, громкий крик; некоторые слышат отдельные громко произносимые гласные. Но это слух не может обеспечить восприятие слов. И самостоятельно эти дети не могут научиться звуковой речи в малых пределах.
Глухие дети делятся на две группы: рано оглохшие и позднооглохшие. Позднооглохшие дети отличаются тем, что к моменту наступления у них нарушения слуха они обладали уже сформировавшейся речью. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, но все они имеют навыки словесного общения, в той или иной степени сформировавшееся словесно-логическое мышление. Для таких детей при поступлении в специальную школу важной первоочередной задачей является освоение навыков зрительного и слухозрительного восприятия обращенной к ним речи.
2. К категории слабослышащие относятся те дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи.
По сравнению с глухим слабошышащий ребенок иначе приспосабливается к своему дефекту, ищет пути компенсации своего недостатка, главным образом, не за счет зрения, а за счет неполноценного слуха. По сравнению со слышащим ребенком у него имеется качественное своеобразие использования дефектного слуха как фактора развития речи.
Слабослышащие дети деляться на 2 группы:
-слабослышащие, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками
-слабослышашие дети с глубоким речевым недоразвитием
34.Дети с недостатками зрения, классификация
Тифлопедагогика изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения,формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, дефицит которой связан с нарушением деятельности зрительного анализатора, а также влияние этого дефекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.
Основоположником тифлопедагогики является Гаюи.
Классификация нарушений зрительной функции у детей.
Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения. За нормальную остроту зрения, равную единице, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м. разница в способности различать знаки между последующей и предудущими строками означает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно человек, способный различать наиболее крупные знаки первой сверзу строки, имеет остроту зрения 0,1; четвертой-0,4
Для определения остроты зрения ниже 01 используется пересчет пальцев. Способность к пересчету раздвинутых пальцев руки на расстоянии: 5м соответствует остроте зрения в 0,09; 2м-0,04;5м-0,01;30см-0,005. Способность к различению света от тьмы соответствует остроте зрения на уровне светоощущения. Неспособность к различению света от тьмы означает, что острота зрения равна нулю.
Таким образом, в зависимости от степени снижения остроты зрения на лучшем видящем глазу, при использовании очков, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие группы:
Слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение, либо сохранившие способность к светоощущению
Слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу. Главное отличие данной группы детей от слепых: зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
Исследование Кирилловой контингента 13 специальных школ россии показало существенное увеличение количества детей, имеющих остаточное зрение. В школах для незрячих лишб3-4 % детей имеют тотальную слепоту, 7%-светоощущение, у 10% визус выше 0,06.
В зависомости от степени наступления дефекта выделяют две категории детей:
Слепорожденные – это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы.
Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже. Более поздние нарушения зрения позволяют ослепшему использовать уже сформировавшиеся ранее на основе зрения связи при осуществлении познавательной деятельности и образуют иные, опосредованные системы связей при компенсации дефекта.
30.Особенности внимания детей с ЗПР
С самого начала углубленного изучения причин неуспеваемости младших школьников и всестороннего изучения детей, имеющих ЗПР,нарушения целенаправленного внимания занимают первое место. В психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
Неустойчивость внимания. Дети не умеют длительно сосредоточиться на работе, особенно если она однообразна и неинтересна. Неустоцчивость внимания ведет к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля. Это свидетельствет о незрелости нервной системы.
Повышенная отвлекаемость. Посторонние раздражители, имеющие повышенную интенсивность (шум автомашин, пролетающая птица) невольно привлекают к себе внимание детей, вызывают значительное замедление выполняемой ими деятельности, увеличивают число ошибок. Особенно сильным отвлекающим фактором является речь. Поэтому во время выполнения домашнего задания важно исключать такие раздражители как радио, телевизор, разговоры.
немалое значение для поддержания внимания имеет речь учителя. Она должна быть четкой, оптимально громкой, не резкой, спокойной, но в тоже время должна быть эмоционально-окрашенной.
Недостаточная концентарция внимания. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программ ее выполнения, быстрой утомляемости.
Снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные, жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом
Снижение распределения информации. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е.находятся на стадии усвоения.
- 2.История становления специальной психологии
- 3.Межпредметные связи специальной психологии с другими науками
- 5. Метод беседы в специальной психологии.
- 6. Метод обучающего эксперимента в специальной психологии
- 7. Методы специальной психологии: метод изучения документов, метод рисунков, проективные методики.
- 8.Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
- 9.Проблема компенсации психических функций
- 10.Теории компенсации
- 11.Структура нарушенного развития. Понятие о первичном дефекте и вторичных отклонения
- 12.Биологические причины аномального развития
- 14 Классификации нарушений развития
- 16.Формы умственной отсталости. Их сходство и различия
- 17. Степени умственной отсталости: дебильность
- 18. Степени умственной отсталости детей: имбицильность
- 19. Степени умственной отсталости детей: идиотия
- 20.Особенности восприятия умственно отсталых детей
- 21. Особенности мышления умственно отсталых детей
- 22. Особенности памяти умственно отсталых детей.
- 24. Особенности эмоциональной сферы.
- 26.Зпр конституционального происхождения
- 29.Зпр церебрально-органического происхождения.
- 27.Зпр соматогенного характера
- 33. Дети с недостатками слуха. Классификация
- 31.Особенности восприятия детей с зпр
- 32.Дифференциальная диагностика задержки психического развития и умственной отсталости
- Особенно важно различать умственную отсталость и зпр церебрально органического генеза.
- 35.Особенности развития детей с недостатками слуха
- 36.Особенности развития детей с недостатками зрения.
- 37. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
- 40.Психология детей с синдромом раннего детского аутизма