logo
шпоры самойленко

26.Зпр конституционального происхождения

По классификации Певзнер и Власовой, речь идет о неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме. Характеризуется тем, что в психике и поведении младшего школьника или подростка сохраняются черты, присущие более ранней ступени развития: повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций, высокая внушаемость и недостаточная самостоятельность, преобладание эмоциональных реакций в поведении.

Трудности в обучении связаны, прежде всего, с незрелостью мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, интеллектуальной же деятельностью быстро пресыщаются. Малая направленность на интеллектуальную деятельность сопровождается неумением подчиняться правилам дисциплины.

Такая форма ЗПР чаще всего вызвана наследственной предрасположенностью к более позднему созреванию нервной системы в целом и эмоционально-личностных качеств в частности. Прогноз-наиболее благоприятный среди всех типов ЗПР.

27.ЗПР психогенного происхождения.

Обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, которые не могут обеспечить должную стимуляцию развития психики ребенка. Отклонения в психофизическом развитии детей при данном варианте определяются психотравмирующим воздействием среды.

Неправильное воспитание, конфликтная обстановка в семье, безнадзорность, социальное сиротство, культурная депривация препятствуют правильному формированию личности ребенка, приводят к трудностям в обучении и поведении.

В условиях гипоопеки и при психотравмирующих условиях воспитания проявления личностной незрелости сочетаются с агрессивно-защитными или пассивно-защитными реакциями. Когда ребенок живет в атмосфере грубости и жестокости, с постоянным страхом наказания, у него развиваются пассивно-защитные свойства личности: замкнутость, робость, покорность, неуверенность с своей способности хорошо учиться и правильно вести себя со сверстниками и взрослыми. В условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости: неумение тормозить свои эмоции, желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности.

В условиях гиперопеки наряду с формированием у ребенка эгоцентризма развитие личности отличается ослаблением психической активности, отсутствием самостоятельности, неумением бороться с трудностями, установкой на постоянную помощь.

Прогноз зависит от времени начала коррекционной работы с ребенком и семьей.