26.Зпр конституционального происхождения
По классификации Певзнер и Власовой, речь идет о неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме. Характеризуется тем, что в психике и поведении младшего школьника или подростка сохраняются черты, присущие более ранней ступени развития: повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций, высокая внушаемость и недостаточная самостоятельность, преобладание эмоциональных реакций в поведении.
Трудности в обучении связаны, прежде всего, с незрелостью мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, интеллектуальной же деятельностью быстро пресыщаются. Малая направленность на интеллектуальную деятельность сопровождается неумением подчиняться правилам дисциплины.
Такая форма ЗПР чаще всего вызвана наследственной предрасположенностью к более позднему созреванию нервной системы в целом и эмоционально-личностных качеств в частности. Прогноз-наиболее благоприятный среди всех типов ЗПР.
27.ЗПР психогенного происхождения.
Обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, которые не могут обеспечить должную стимуляцию развития психики ребенка. Отклонения в психофизическом развитии детей при данном варианте определяются психотравмирующим воздействием среды.
Неправильное воспитание, конфликтная обстановка в семье, безнадзорность, социальное сиротство, культурная депривация препятствуют правильному формированию личности ребенка, приводят к трудностям в обучении и поведении.
В условиях гипоопеки и при психотравмирующих условиях воспитания проявления личностной незрелости сочетаются с агрессивно-защитными или пассивно-защитными реакциями. Когда ребенок живет в атмосфере грубости и жестокости, с постоянным страхом наказания, у него развиваются пассивно-защитные свойства личности: замкнутость, робость, покорность, неуверенность с своей способности хорошо учиться и правильно вести себя со сверстниками и взрослыми. В условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости: неумение тормозить свои эмоции, желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности.
В условиях гиперопеки наряду с формированием у ребенка эгоцентризма развитие личности отличается ослаблением психической активности, отсутствием самостоятельности, неумением бороться с трудностями, установкой на постоянную помощь.
Прогноз зависит от времени начала коррекционной работы с ребенком и семьей.
- 2.История становления специальной психологии
- 3.Межпредметные связи специальной психологии с другими науками
- 5. Метод беседы в специальной психологии.
- 6. Метод обучающего эксперимента в специальной психологии
- 7. Методы специальной психологии: метод изучения документов, метод рисунков, проективные методики.
- 8.Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
- 9.Проблема компенсации психических функций
- 10.Теории компенсации
- 11.Структура нарушенного развития. Понятие о первичном дефекте и вторичных отклонения
- 12.Биологические причины аномального развития
- 14 Классификации нарушений развития
- 16.Формы умственной отсталости. Их сходство и различия
- 17. Степени умственной отсталости: дебильность
- 18. Степени умственной отсталости детей: имбицильность
- 19. Степени умственной отсталости детей: идиотия
- 20.Особенности восприятия умственно отсталых детей
- 21. Особенности мышления умственно отсталых детей
- 22. Особенности памяти умственно отсталых детей.
- 24. Особенности эмоциональной сферы.
- 26.Зпр конституционального происхождения
- 29.Зпр церебрально-органического происхождения.
- 27.Зпр соматогенного характера
- 33. Дети с недостатками слуха. Классификация
- 31.Особенности восприятия детей с зпр
- 32.Дифференциальная диагностика задержки психического развития и умственной отсталости
- Особенно важно различать умственную отсталость и зпр церебрально органического генеза.
- 35.Особенности развития детей с недостатками слуха
- 36.Особенности развития детей с недостатками зрения.
- 37. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
- 40.Психология детей с синдромом раннего детского аутизма