logo
Андреева Л

Профессиональное образование

В Российской Федерации происходят глубокие изменения в профессиональной подготовке лиц со слуховыми дефектами, обус­ловленные изменениями социально-экономических условий жиз­ни страны, достижениями науки, техники и современных техно­логий. В новой ценностно-смысловой парадигме общества профес­сиональное образование рассматривается как основа повышения социального статуса и защищенности инвалидов по слуху. Оно обеспечивает им реализацию равных возможностей и содействует полноценному участию в жизни страны. При этом исключается необходимость получения ими различных социальных пособий. Чем выше уровень профессионального образования, тем выше конку­рентоспособность людей, имеющих нарушения слуха, на рынке труда.

Профессиональное образование лиц, имеющих нарушения слу­ха, предполагает решение комплекса задач.

  1. Помощь в удовлетворении потребностей в образовании как общечеловеческой ценности.

  2. Обеспечение возможности профессиональной реабилитации через овладение профессионально-образовательными программа­ми того или иного уровня, составленными в соответствии с тре­бованиями Государственного образовательного стандарта профес­сионального образования.

  3. Содействие успешности овладения будущей профессиональ­ной деятельностью на основе включения в образовательный про­цесс мер реабилитации (медицинской, социальной, психологи­ческой, педагогической).

  4. Помощь в формировании грамотной, культурной и активной личности, способной адаптироваться в постоянно меняющемся мире.

Овладение профессионально-образовательными программами того или иного уровня осуществляется в различных формах. Веду­щие среди них — специализированные учебные заведения для лиц с нарушенным слухом, создание отдельных групп для таких уча­щихся в профессиональных учреждениях общего назначения и индивидуальное образование в общей группе со слышащими.

Профессиональная реабилитация и эффективная трудовая за­нятость лиц с нарушенным слухом в условиях рыночной эконо­мики составляют неотъемлемую основу их жизнеобеспечения. Тру­доустройство в соответствии с полученной специальностью и ква­лификацией рассматривается как залог материальной независи­мости, повышения социального статуса и интеграции в социум-В последние годы по конкурентоспособности молодежь со слухо­выми дефектами заметно уступает слышащим, что обусловливает трудности их трудоустройства и необходимость переквалифика-

ции. Руководители предприятий, где работают люди со слуховы­ми дефектами, сокращают их чаще, чем слышащих. Значительное их число трудятся на производстве, не требующем высокой ква­лификации, доля которого в современной экономике постепенно сокращается. Анализ современного состояния трудоустройства (А.И.Абрамов, 1993) подтверждает, что 90% от общего числа лиц со слуховыми дефектами трудятся без предварительной под­готовки в горячих, шумных, вредных производствах; 85 —90 % из них имеют начальное и основное общее образование. Выпускники профессиональных образовательных учреждений, прошедшие курс обучения совместно со слышащими, имеют занятость, превыша­ющую 60 %. Перечисленные факты подтверждают необходимость получения молодежью со слуховыми дефектами профессиональ­ного образования более высокого уровня.

Однако в условиях современного социального развития трудо­устройство людей с нарушенным слухом зависит не только от уровня их профессиональной подготовки, но и от ряда взаимо­обусловленных факторов. Прежде всего от их личной позитивной социально-психологической ориентации на профессионально-тру­довую деятельность, участие в которой оценивается ими как важ­ная жизненная цель, затем от правового регулирования проблем трудоустройства и, наконец, от нормативного регулирования вза­имоотношений многих вовлеченных в этот процесс обществен­ных, производственных и правовых организаций — органов соци­альной защиты и здравоохранения, общеобразовательных и про­фессиональных образовательных учреждений, служб занятости, производственных предприятий и конкретных работодателей.

Государственные органы и общественные организации с по­мощью средств массовой информации укрепляют в сознании ин­валидов по слуху ценность самостоятельного жизнеобеспечения, осуществляют контроль за соблюдением правовых и этических норм, определяющих их включенность в процессы жизнеобеспе­чения. Особое место отводится гарантиям трудовой занятости людей, имеющих нарушения слуха. Среди них можно назвать та­кие, как проведение льготной финансово-кредитной политики, способствующей созданию специальных рабочих мест на пред­приятиях общего типа и на специализированных предприятиях различных форм собственности, использующих труд инвалидов по слуху. Устанавливаются квоты для их приема на работу, прак­тикуется резервирование отдельных видов работ и профессий, наи­более подходящих для трудоустройства инвалидов, а также сти­мулирование работодателей в создании для них дополнительных рабочих мест. В последние годы в целях гарантии трудовой занято­сти складываются условия для трудоустройства за счет средств Го­сударственного фонда занятости населения РФ и целевых фондов реабилитации инвалидов.