Особенности организации образовательной среды
Изменения в характере и содержании современного производства предъявляют высокие требования к общеобразовательной подготовке рабочих со слуховым дефектом, в которую должно входить умение не только воспроизводить знания, но и логически мыслить, оперируя ими в различных производственных условиях. Исследования сурдопедагогов (А.П.Розова, 1986; Г.Л.Зайцева, 1988; И. В. Цукерман, 1998) свидетельствуют о значительных потенциальных возможностях учащихся, выбравших для себя такой вариант получения общего среднего образования. Однако качество их подготовки зависит от создания адекватных усло-
вий обучения. К ним следует отнести: освещенность помещения, наличие и качество электроакустической аппаратуры, проведение занятий (дневных, вечерних) в удобное для работающей молодежи время. Но от учащихся требуются регулярность посещения учебных занятий и действенная подготовка к ним.
Педагоги вечерних и открытых (сменных) образовательных учреждений уточняют содержание базовой и вариативной общеобразовательной подготовки при обязательном сохранении инварианта среднего образования, заложенного в Государственном стандарте. Требования этого нормативного документа находят отражение в учебных планах и программах разных учебных дисциплин. В ходе обучения глухим и слабослышащим учащимся оказывается коррекционно-педагогическая помощь. Она предусматривает развитие речевого слуха как основы приобретения знаний и использования слухового восприятия и устной речи в жизненных ситуациях и в производственной деятельности; обучение произносительной стороне речи для обеспечения коррекции и автоматизации речевых навыков. В содержании обучения произносительной стороне речи представлена работа над разными компонентами устной речи — голосом, произношением звуков, ритмико-интонационной структурой, темпом. При планировании коррекционной помощи исходят из программных требований, данных о состоянии устной речи каждого, а также из того, что для развития устной речи глухих учащихся необходимы большие временные затраты, чем для слабослышащих. Занятия проводятся с электроакустической аппаратурой, а отдельные виды работ — без нее. Обучение произносительной стороне речи и ее устному восприятию строится на основе полисенсорного аналитико-синтетического метода.
Представим основные положения, раскрывающие особенности организации образовательной среды для учащихся вечерних \ (сменных) или открытых (сменных) образовательных учрежде-
I НИИ.
Направленность обучения на взаимосвязь общего образования и политехнической подготовки в целях обеспечения усвоения учеб-|ного материала в более короткие сроки и в большем объеме предусматривает повышение научно-практического уровня учебных дисциплин, обогащение их политехническим содержанием. В дей-I ствующие учебные планы и программы включаются технико-тех-|,Нологические сведения, составляющие базу функционирования I производства. Например, на уроках физики учащиеся знакомятся с основными направлениями научно-технического прогрес-I са, узнают, какие физические закономерности лежат в основе I тех или иных физических устройств, в каких профессиях особен-Вно необходимо знание изучаемых явлений и законов. Научно-: теоретические знания разъясняются и уточняются в практиче-
ских ситуациях, связанных с решением конкретных производственных задач, и становятся основой формирования политехнических умений — трудовых и производственных. Подобные умения отличаются универсальностью и гибкостью применения. Интеллектуальный компонент, преобладающий в политехнических умениях, дает возможность их широкого обобщения и переноса из одной области деятельности в другую. Так, в трудовой деятельности учащихся значительное место занимают функции подготовительно-проверочного характера, чтение и составление технической документации, измерение и контроль, регулирование, техническое обслуживание сложных механизмов, т. е. функции, в которых преобладают элементы умственного труда. Для их успешного выполнения необходимы разносторонние политехнические, общеобразовательные знания и политехнические умения и навыки.
Перестраиваются методики изучения ряда общеобразовательных дисциплин (математики, физики, химии и др.), чтобы создать условия, обеспечивающие осознанное и целенаправленное усвоение учебного материала через его практическое изучение. При этом широко используются задания, имеющие производственную направленность.
Например, на уроках математики при изучении разделов геометрии (площадь, объем, боковые и полные поверхности фигур) применяется решение практических задач, обеспечивающих овладение способами деятельности, необходимыми токарям, слесарям и другим специалистам, а также решение «бытовых» задач (как оклеить обоями помещение, сколько необходимо для этого кусков обоев разной длины и ширины) и др.
По отдельным дисциплинам увеличивается объем часов на лабораторные работы и практикумы. При их проведении особое внимание уделяется решению практических задач, выполнению упражнений, предусматривающих усвоение конкретных умений и навыков. Так, на практикуме по физике отрабатываются измерительные навыки: настройка измерительных приборов; работа с ними; выполнение вычислительных операций.
Связь обучения с профессиональной и производственной деятельностью осуществляется через взаимодействие с руководством и коллективами учебно-производственных комбинатов, на базе которых ведется профессиональная подготовка неработающей молодежи с нарушенным слухом. Например, в отдельных сменных образовательных учреждениях по согласованию с учебно-производственными комбинатами готовят к профессии штукатура-маляра-плиточника. По окончании таких учебных заведений адми-^ нистрация помогает выпускникам в трудоустройстве по данной рабочей специальности. Педагоги таких школ уделяют большое внимание связям с производством, где работают выпускники, что
позволяет информировать работодателей об их успехах в учебе. При изменении квалификационных разрядов молодых рабочих, в продвижении по работе учитываются предшествующие достижения в общеобразовательной подготовке.
В условиях образовательной среды постоянно ведется систематическая работа по развитию устной и письменной речи учащихся. Она пронизывает уроки по всем учебным дисциплинам. Кроме того, организуются групповые и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и коррекции произношения. При этом на выбор средств общения и обучения влияют особенности речевого развития учащихся. На общеобразовательных уроках ведущим является слухозрительное восприятие речи.
Большое место отводится развитию письменной речи, которая широко используется в процессе усвоения знаний при приобретении навыков грамотной словесной речи. Овладение письменной речью предполагает, с одной стороны, понимание словесной речи, выраженной в письменной форме, с другой — умение пользоваться ею для передачи собственных мыслей. Это требует знания и соблюдения определенных языковых норм, связности, последовательности, полноты изложения. В результате целенаправленной работы учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, что прежде всего относится к письменной и устной речи, кроме того, они осваивают специфические речевые символики—дактиль-ную и жестовую.
Использование жестовой речи в обучении глухих учащихся служит одним из методов и средств педагогического взаимодействия.
Специфические речевые системы применяются в зависимости 1от конкретных условий коммуникации, особенностей функционального назначения и языковой структуры каждой из них. Люди с нарушенным слухом, как правило, используют обе разновидности жестовой речи — разговорную и калькирующую, однако уровень владения ими может быть различным.
В ходе обучения в зависимости от задач и содержания учебного [Материала, от используемых методов (словесных, наглядных, практических) педагог определяет возможности применения жестовой речи и целевое назначение обращения к этой языковой форуме (источник информации, способ ее закрепления, обобщения и ?контроля), а также варианты сочетания калькирующей и разговорной речи. При проведении занятий (коллективных лекций, бе-|сед) в помещении, где расстояние между педагогом и глухими Учащимися затрудняет чтение с губ, слухозрительное или дак-[тильное восприятие, используется калькирующая или разговор-( Ная жестовая речь. Во время индивидуальных бесед по поводу событий в школе, в семье для достижения взаимопонимания и доверительности разговора может быть применена разговорная жестовая речь.
- Глава 13 сурдоандрагогика
- 13.1. Основные пути продолжения образования взрослыми людьми с нарушенным слухом
- 13.2. Формальное образование
- Общее среднее образование в вечерних (сменных) или открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях
- Особенности организации образовательной среды
- Профессиональное образование
- Педагогический аспект Процесс Результат
- Начальное профессиональное образование
- Среднее профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- 13.3. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом за рубежом
- 13.4. Дополнительное образование взрослых со слуховой недостаточностью
- 13.5. Информальное образование взрослых, имеющих дефекты слуха
- 13.6. Реабилитация взрослых, потерявших слух
- Основные направления реабилитационно-восстановительной помощи
- Особенности психолого-педагогической поддержки
- Вопросы и задания
- Раздел I
- Глава 1. Общие вопросы теории 5
- Глава 2. Научные основания сурдопедагогики 25
- Глава 3. Историческое развитие сурдопедагогики: от обучения глухихк накоплению и совершенствованию научно-педагогическихзнаний 80
- Раздел III
- Раздел II
- Глава 5. Основы организации образовательной среды для лиц
- Глава 6. Система специальных образовательных услуг для лиц
- Глава 12. Воспитание школьников с нарушенным слухом 494
- Глава 13. Сурдоандрагогика 524