13.3. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом за рубежом
В настоящее время профессиональная подготовка лиц со слуховой недостаточностью в зарубежных странах (Великобритании, Германии, Канаде, США, Франции) осуществляется в различ-
ных учебных заведениях — учреждениях общего назначения (школах при университетах, лицеях, колледжах); специальных учебных учреждениях для глухих; частных учебных заведениях. Она направлена на профессиональное обучение и последующее трудоустройство и способствует повышению социального статуса и интеграции лиц со слуховыми дефектами.
В ряде стран существует государственная поддержка профессионального образования неслышащей молодежи, которая начинается со школы и продолжается до момента трудоустройства. Так, в Великобритании создана подобная система, включающая обучение по программе карьеры с 13 лет, профессиональную подготовку в старших классах, профессиональное обучение в колледжах (университетах, институтах).
Первые ступени профессионального образования функционируют в соответствии с программой, составленной согласно директивам Национальной школьной программы (National curriculum). Она осуществляется силами штатных учителей школы, которым помогают консультанты по карьере из службы органов власти (LEAs). В обязанности преподавателей по вопросам карьеры входят следующие виды работ: организация посещений производственных предприятий; составление программ, связанных с пос-лешкольным образованием (посещение учебных заведений, связь школы и профессиональных учебных заведений); подготовка информационных листков о различных возможных местах трудоустройства; связь с нанимателями; работа с родителями; организация учебных занятий по вопросам карьеры; индивидуальные собеседования с учащимися.
Среди профилей профессиональной подготовки предпочтением пользуются технический, сельскохозяйственный и социальный.
В 90-х гг. прошедшего столетия значительно возросло число колледжей, поддерживающих программы профессиональной подготовки лиц с нарушенным слухом. Так, в США более 260 из них реализуют такие профессионально-образовательные программы, рассчитанные на 4 года, и 287 — на 2 года.
В Германии выпускники специальных школ поступают в профессионально-технические школы с 2- или 4-летним сроком обучения, где они овладевают различными профессиями (швеи, столяра, маляра, цветовода и т.д.).
В ряде стран профессиональное обучение лиц с нарушенным слухом осуществляется на организуемых для этого курсах по доступным для них современным специальностям: бухгалтерский учет, столярное дело, строительство, графика, дизайн, агрономия, промышленное производство, бизнес, обслуживание.
Наиболее распространенным вариантом получения профессионального образования для неслышащих людей является интегри-
рованное обучение в различных учреждениях высшего профессионального образования. Система его организации имеет достаточно сложную структуру; по завершении каждого этапа студенты должны получить сертификат и определенную степень: специалиста (срок обучения — 2 года), бакалавра (продолжительность обучения в среднем 4 года), магистра (до 5 лет), доктора (5 лет обучения и год научной работы с защитой докторской диссертации).
К высшим учебным заведениям относятся учреждения, где можно продолжить обучение по окончании средней школы (postse-condary education): колледжи как самостоятельные учреждения, колледжи, входящие в состав университетов, высшие школы, независимые профессиональные школы, институты определенного профиля (политехнические, технологические, сельскохозяйственные и т.п.). Учебные программы этих учреждений ориентированы на общеобразовательную подготовку (срок обучения — 4 года), специальную подготовку (до 5 лет), научно-исследовательскую работу (до 6 лет).
С увеличением числа студентов, обучающихся совместно со слышащей молодежью, решаются продиктованные современными потребностями вопросы: изменения в планировании деятельности этих учреждений, укомплектование их соответствующими кадрами, корректировка учебных планов в соответствии с необходимостью учета специальных образовательных услуг.
Несмотря на несомненные отличия в подходах к организации профессионального образования лиц с нарушенным слухом в нашей стране и за рубежом, существует немало общего, что отражает особенности их профессиональной подготовки:
ранняя профессиональная ориентация с учетом возможностей последующего трудоустройства в данном регионе (сначала выбор места работы, а затем профессиональное обучение);
дифференцированная подготовка, позволяющая в процессе обучения выбрать доступный уровень квалификации;
использование дополнительной помощи — сурдопереводчиков, ноут-тейкеров, консультантов (тьюторов), разнообразных вспомогательных технических средств;
создание отделений и факультетов при массовых институтах и колледжах, где учатся только глухие при содействии сурдопереводчиков.
Современная молодежь со слуховой недостаточностью стремится получить профессии операторов ЭВМ и компьютерной техники, специалистов по ремонту автомашин, различные рабочие профессии в области автомобилестроения, дизайна, фармакологии, экологии, экономики. При выборе профессионально-образовательных программ отдается предпочтение таким сферам деятельности, как бизнес, культура, производство, коммунальное обслуживание и т.д.
- Глава 13 сурдоандрагогика
- 13.1. Основные пути продолжения образования взрослыми людьми с нарушенным слухом
- 13.2. Формальное образование
- Общее среднее образование в вечерних (сменных) или открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях
- Особенности организации образовательной среды
- Профессиональное образование
- Педагогический аспект Процесс Результат
- Начальное профессиональное образование
- Среднее профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- 13.3. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом за рубежом
- 13.4. Дополнительное образование взрослых со слуховой недостаточностью
- 13.5. Информальное образование взрослых, имеющих дефекты слуха
- 13.6. Реабилитация взрослых, потерявших слух
- Основные направления реабилитационно-восстановительной помощи
- Особенности психолого-педагогической поддержки
- Вопросы и задания
- Раздел I
- Глава 1. Общие вопросы теории 5
- Глава 2. Научные основания сурдопедагогики 25
- Глава 3. Историческое развитие сурдопедагогики: от обучения глухихк накоплению и совершенствованию научно-педагогическихзнаний 80
- Раздел III
- Раздел II
- Глава 5. Основы организации образовательной среды для лиц
- Глава 6. Система специальных образовательных услуг для лиц
- Глава 12. Воспитание школьников с нарушенным слухом 494
- Глава 13. Сурдоандрагогика 524