logo
Андреева Л

Начальное профессиональное образование

Профессиональное образование, обеспечивающее подготовку молодежи с нарушениями слуха в качестве рабочих высокой ква­лификации, организовано в системе профессиональных учебных заведений — профессионально-технических училищ (ПТУ) и учеб­но-производственных предприятий (УПП) ВОГ. Оно предусматри­вает овладение технической грамотностью, позволяющей пользо­ваться технологической документацией, и формирование прак­тической готовности к выполнению трудовых процессов со ско­ростью, принятой на современном производстве. Во время прак­тической подготовки молодежь со слуховыми дефектами приоб­ретает профессиональные умения и навыки, обобщенные поли­технические знания и способы деятельности — умение самостоя­тельно планировать свои действия, знание основных принципов работы и устройства станков, измерительных инструментов, на­выки их использования.

Однако недостаточное развитие речи и словесно-логического мышления во многом осложняет освоение современных профес­сий. В исследованиях В.А.Влодавец (1975), В.Н.Чулкова (1975), М.А.Шестаковой (1982), А.П.Гозовой (1991) выделены особен-

ности профессионально-трудового обучения учащихся, имеющих нарушения слуха, обусловленные замедленностью формирова­ния двигательных навыков, затруднениями в пользовании тех­нической документацией, в выполнении графических заданий, в понимании письменных инструкций. Основные причины воз­никающих проблем — недостаточное речевое развитие и ограни­ченная практика работы с книгой. Сказывается и влияние уров­ня общего развития.

Организация начального профессионального образования уча­щихся с нарушенным слухом предусматривает теоретическое и практическое обучение, проведение производственной практики. Руководят ими квалифицированные мастера. Содержание профес­сионального обучения предполагает изучение профильных и об­щеобразовательных дисциплин в объеме, необходимом для успеш­ного овладения профессией.

Достижение учащимися с нарушенным слухом технической грамотности — важное условие успешной работы на современном производстве. Исследования сурдопедагогов показывают, что по­ступающие в ПТУ и УПП учащиеся имеют достаточно низкий ее уровень. В ходе начального профессионального образования про­исходит развитие разных сторон технической грамотности. На за­нятиях теоретического и практического обучения отводится спе­циальное время на выполнение упражнений, развивающих гра­фические знания и навыки учащихся. Работа с технической доку­ментацией (чертежами и технологическими картами) предпола­гает несколько этапов: ознакомление, уточнение и закрепление сведений о ней, изучение принципов построения технического документа, чтение сопровождающих материалов различного вида, разбор технологической документации по выполняемому изделию; : проведение тренировочных заданий, подготавливающих к пред­стоящей работе.

Формирование графической грамотности во многом зависит |от умения работать с чертежами. Для учащихся с нарушенным ! слухом характерны затруднения в осмыслении проекционных чер­тежей из-за ряда причин: недостаточной гибкости пространствен-; ных образов, инертности мышления, трудностей при создании \ образов предметов, имеющих криволинейные поверхности или наклонные плоские грани.

Для развития пространственного мышления учащихся с нару-: шенным слухом и понимания ими проекционной основы черте-: жей используются приемы и упражнения, обеспечивающие уточ-| нение наглядно-чувственной ориентировки и переход от факта -I ческого оперирования предметом и его изображением к мыслен-5 ному оперированию. Наряду с этим проводится работа, содей-I ствующая овладению специальной лексикой, что также облегчает понимание проекционных чертежей.

случаев используются пооперационная отработка действий и кон­вейерная форма труда. В таких условиях возникает взаимозависи­мость индивидуальных усилий в достижении общего результата работы.

Для развития «чувства времени» используется также внешняя световая сигнализация как средство, указывающее и регулирую­щее завершенность временных интервалов, отведенных на опре­деленные трудовые действия.

3. Особенности работы с учебниками и технической литерату­рой.

Для развития познавательных возможностей и самостоятель­ного пополнения знаний в ходе профессионального обучения лиц со слуховыми дефектами необходимо научить их пользоваться кни­гами и справочниками по специальности, техническими словаря­ми. Содержащийся в технической литературе большой объем не­знакомых слов и словосочетаний, профессиональной терминоло­гии, своеобразное грамматическое оформление и книжно-дело­вой стиль изложения материала по специальности и технической документации создают значительные трудности для учащихся со слуховыми дефектами. По отдельным профессиям для них созда­ны специальные учебные пособия (К. П. Каплинская — картин­ный словарь для глухих по слесарному делу; Е. Ф. Федоткина — учебные пособия по материаловедению и специальной техноло­гий швейного дела; М.А. Шестакова — чертежи и инструкцион­ные карты по столярному делу для учебных групп; Е.М.Вейс, И. К. Данилин и И.В.Цукерман — учебник по технологии метал­лов и др.).

В практике профессионального обучения мастера и преподава­тели преимущественно пользуются учебниками и учебными по­собиями, изданными для профессионально-технических училищ. Для обеспечения учащимся с нарушенным слухом возможности понимания текстов по специальности ведется обучение навыкам использования подобных учебников и материалов с технической документацией. В работе над осмыслением содержания такого тек­ста следует ориентироваться на ключевые слова и термины, ха­рактерные для языка технической литературы. Выделение в тексте ключевых слов акцентирует внимание читающего на основном со­держании статьи и постепенно приводит к правильному понима­нию всего ее смысла. Развитию осознанного чтения статей из книг по специальности способствует систематическая словарная рабо­та, проводимая с опорой на вариативные приемы: показ конк­ретного предмета или действия, обозначаемого словом или сло­восочетанием (например, верстак, оконный блок, отпилить бру­сок); демонстрация его модели, макета или графического изобра­жения; показ с разъяснениями чертежей, таблиц, схем; объясне­ние значения слова на основе анализа его состава; контекстное

При анализе проблем профессионального образования неслы-шащей молодежи выделяется ряд вопросов, особенно значимых для успешной реализации их трудовых устремлений.

1. Формирование профессиональных умений и навыков, обобщен-ных политехнических знаний и способов действий.

Это одна из важнейших задач начального профессионального обучения учащихся с нарушенным слухом. В ходе обучения они овладевают трудовыми умениями и навыками, соответствующи­ми профилю трудовой подготовки. Успех обучения зависит от це­левой направленности трудовых действий и отражается также на усвоении как основных, так и вспомогательных операций.

Не менее значимым является формирование обобщенных по­литехнических знаний и способов действий. К ним относятся све­дения о распространенных средствах труда (станках, инструмен­тах, приспособлениях), о технических и иных объектах; о веду­щих технологиях; о способах получения, преобразования и ис­пользования материалов, энергии, технической информации; о принципах организации труда. В результате последовательного, по­этапного обучения они овладевают умением планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, а также навыками работы на станках, действиями с измерительными инструмента­ми, способностью самостоятельно контролировать выполняемую работу.

Политехнический подход к начальному профессиональному образованию позволяет лицам с нарушенным слухом ориентиро­ваться в современном производстве и его отраслях, в основных профилях труда.

2. Достижение скорости выполнения трудовых процессов в со-ответствии с нормами, принятыми на современном производстве.

Овладение профессиональными умениями и навыками людь­ми, имеющими дефекты слуха, связано с формированием четких временных представлений о продолжительности трудовых опера­ций, что позволяет им сознательно регулировать темп деятельно­сти. В начале обучения темп выполнения ими трудовых операций замедлен, что связано со своеобразием двигательных умений и навыков. Для учащихся с нарушенным слухом характерны нера­циональное распределение собственных усилий и недостаточная согласованность движений обеих рук. Эта особенность в большей степени проявляется у глухих учащихся.

Соблюдение определенного по скорости и равномерного тем­па в работе играет важную роль при выполнении наиболее слож­ных трудовых заданий. В ходе производственного обучения масте­ра показывают учащимся приемы контроля за временем выпол­нения тех или иных операций, учат их точно определять промежу­ток, необходимый на изготовление отдельной детали с учетом того, сколько подобных деталей надо обработать за день. В ряде