logo
Андреева Л

13.1. Основные пути продолжения образования взрослыми людьми с нарушенным слухом

Образование взрослых людей, имеющих нарушения слуха, яв­ляется основой их всесторонней социализации и залогом удовлет­ворения важнейшей духовной потребности человека в самореали­зации и самосовершенствовании. Его составляющие: формальное, неформальное, или дополнительное, и информальное образова­ние, а также реабилитация взрослых, потерявших слух.

Формальное образование организуется в системе государствен­ных и негосударственных учреждений, которые гарантируют вы­полнение требований Государственного стандарта общего или про­фессионального образования и обеспечивают обучающимся по­лучение определенного сертификата. Среднее общее образова­ние дают вечерние (сменные) или открытые (сменные) образо­вательные учреждения. Профессиональное образование осуществ­ляется на различных уровнях и в следующих образовательных струк­турах: начальное профессиональное образование — в УПП, ПТУ; среднее профессиональное образование — в техникумах, коллед­жах, лицеях; высшее профессиональное образование — в инсти­тутах, академиях, университетах. Сюда же относятся учреждения повышения квалификации и переподготовки.

Неформальное образование, или дополнительное, образование предусматривает участие людей с нарушенным слухом в разных формах социокультурной деятельности в рамках институциональ­ных структур в целях развития творческой активности и реализа­ции личных способностей.

Информальное образование приобретается стремящимися к зна­ниям людьми через средства массовой информации, в результате посещения культурно-образовательных центров и в общении с окружающими.

Реабилитация взрослых, потерявших слух, — ее формы и на­правления оказания помощи определяются на основе анализа пси-холого-педагогических особенностей конкретного человека, по­терявшего слух.