Особенности психолого-педагогической поддержки
В России большой вклад в обучение взрослых оглохших внесли H.A.Pay, А.И.Метт, Э.В.Миронова, H.A.Никитина. В их исследованиях показано, что особенности работы с оглохшими обусловлены изменением физиологии их слухоречевой системы и возникшими в силу этого психолого-педагогическими особенностями. Обозначено несколько путей компенсации нарушенного восприятия устной речи у оглохшего человека: хирургический, консервативный и путь специального сурдопедагогического обучения при опоре на сохранные анализаторы.
1 См.: Миронова Э. В. Если Вы перестали слышать: Пособие для позднооглох-ших людей. — М., 1999.
ляют сохранившиеся в памяти двигательные образы знакомых слов и оборотов речи);
• осмысление комплекса единовременных сигналов о воспринимаемой речи.
Речедвигательные навыки и слухоречевая память оглохшего являются сохранной основой формирования новой сенсорной базы восприятия устной речи.
Восстановление речевой коммуникации оглохшего человека основывается на обучении его зрительному восприятию речи — чтению с губ. Чтение с губ (зрительное восприятие устной речи по видимым речевым движениям говорящего) представляет собой сложное, многокомпонентное явление. Отношение к нему у взрослого оглохшего человека не всегда бывает позитивным. Стремление овладеть им часто наступает спустя длительное время, после попыток вернуть слух с помощью медицины (подвергаясь оперативным или медикаментозным воздействиям), после многократных проб слышать с помощью техники (подбирая разные слуховые устройства и индивидуальные аппараты).
Э. В. Миронова подчеркивает, что ее многолетние наблюдения и продолжительный опыт работы со взрослыми оглохшими людьми показывают, что самостоятельно, без специального обучения, овладеть чтением с губ они практически не могут, особенно если глухота наступила в возрасте после 25 — 30 лет.
А. И. Метт и H.A. Никитина (1974) разработали программы обучения чтению с губ взрослых оглохших и плохослышащих, владеющих развитой речью. Процесс овладения новым способом восприятия речи окружающих подразделяется на два этапа (третьим этапом становится речевая практика). За это время обучаемые знакомятся с оральными образами фонетических единиц; уточняются их возможности восприятия устной речи; проводятся тренировки зрительного восприятия различного речевого материала, необходимого для возобновления устного общения с окружающими.
Первый этап — узнавание и запоминание оральных образов хорошо видимых звуков и опорных слов в наиболее употребительных фразах разговорно-обиходной речи, раскрытие в доступной для обучаемых форме сущности процесса зрительного восприятия устной речи и обоснование необходимости проведения тех или иных тренировочных упражнений. В содержание обучения входит:
развитие зрительного внимания;
выработка связи между зрительным восприятием и речевыми движениями;
узнавание оральных образов гласных звуков и отчетливо различимых согласных [п, б, м, ф, в, ш, ж, ч, щ] в слоговых упражнениях в сочетании с гласными [а, о, у, ы] и в простых распространенных предложениях;
Ведущая задача педагогической помощи — вернуть оглохшему человеку возможность устной коммуникации со слышащими людьми, восстановив его способность понимать устную речь окружающих и естественный двусторонний устный способ общения. В основе сохранения устного общения взрослого оглохшего человека — единство слуховых, зрительных и моторных впечатлений, которыми он обладает, ибо в его речевой системе лишь нарушен сенсорный аппарат, а потому сурдопедагогическая помощь по восстановлению устной коммуникации сосредоточивается в основном на рецептивном звене1 (Э.В.Миронова, 2000).
Помощь взрослым, потерявшим слух и из-за этого оказавшимся вне сферы устного общения с окружающими, многие годы сводилась лишь к обучению их чтению с губ, т.е. зрительному восприятию устной речи по видимым артикуляционным движениям говорящего.
Современный уровень развития электроакустической аппаратуры сделал возможным для оглохших людей дополнение зрительного восприятия речи доступной им в той или иной мере акустической информацией о фонетической ее структуре, а также вибротактильной информацией. В связи с этим термин «чтение с губ» при дополнительном использовании остаточного слуха и вибротактильной чувствительности приобретает условный характер, а само содержание действий по восстановлению речевой коммуникации оглохших в ее рецептивном звене характеризует эту работу как обучение восприятию устной речи. В содержание педагогической работы со взрослыми оглохшими входит обучение зрительному восприятию устной речи с опорой на чтение с губ, а также использование возможностей остаточного слуха и зрительно-вибрационного восприятия.
Навыки восприятия устной речи взрослыми людьми, потерявшими слух, складываются на новой, неслуховой основе и включают комплекс речевых умений, составляющих органическое единство:
зрительное восприятие видимых речевых движений (чтение с губ);
зрительно-слуховое и зрительно-вибрационное восприятия, представляющие сочетание во времени видимых по губам сигналов с доступной оглохшему слуховой или вибротактильной информацией;
восприятие звукопроизносительных движений и их зрительных образов (раздражения, возникающие от этих движений, ожив-
' Рецепция (от лат. гесерНо — принятие) — осуществление специализированными нервными клетками (сетчатки глаза, внутреннего уха и др.) или окончаниями чувствительных нервных волокон восприятия энергии раздражителей и преобразование ее в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему (кору головного мозга).
усвоение оральных образов наиболее употребительных неизменяемых слов, словосочетаний и бытовых выражений независимо от их звукового состава;
изучение оральных образов грамматических форм слов (падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе, спряжения глаголов и др.);
сопоставление слов по длительности произнесения;
распознавание сходных слов по смыслу фразы и т.д. Второй этап—в содержание обучения этого периода входит:
закрепление оральных образов фонетических единиц языка;
тренировка скорости зрительного восприятия и увеличение объема (длительности) зрительного внимания;
укрепление связи между звукопроизносительными движениями и их зрительными образами;
продолжение изучения оральных образов неизменяемых слов, приказаний и бытовых выражений;
знакомство с оральными образами грамматических форм (глагольных окончаний в единственном и множественном числе, глагольных окончаний мужского и женского рода в прошедшем времени, личных местоимений вы и ты);
- сопоставление слов по длительности их произнесения и др. Третий этап представляет собой речевую практику, предполагающую:
автоматизацию умений чтения с губ на основе восприятия текстов различной тематики, устных сообщений, разнообразных вопросоответных единств;
освоение оральных образов некоторых грамматических форм в простых и сложных предложениях (приставок с глаголами, наиболее употребительных местоимений, предлогов, видов простых и сложных предложений);
считывание с губ разговора двух собеседников (в профиль).
Возможности использования остаточного слуха у взрослых оглохших людей — достаточно сложный вопрос. Связан он с трудностями получения стабильных данных о состоянии тонального слуха; с противопоказанием звукоусиления для некоторых пациентов; с качественными изменениями в восприятии звуков и принимаемых акустических образов; с искажением сигналов при передаче речи через слуховой аппарат.
Остаточный слух оглохшего человека может быть успешно использован только в сочетании с чтением с губ. В этом случае неполноценные акустические сигналы поступают одновременно с сигналами, воспринимаемыми зрительно, дополняют их и способствуют более быстрому узнаванию речевого материала. Возникающий при этом слухозрительный способ восприятия речи сочетается с одновременным проговариванием педагогом определенного речевого отрезка. В результате создается зрительно-ки-
нестетическая связь, которая оказывается более мощной, чем акустическая: новый оральный и привычный кинестетический образы хорошо сочетаются, совмещаясь друг с другом, а видимый рисунок речевого отрезка, сам по себе неполный, не искажает, а дополняет то, что сохранилось в памяти, и постепенно становится его неотъемлемой частью, его составляющей. Так закладывается основа бисенсорного зрительно-слухового способа восприятия речи оглохшим человеком, что обеспечивает ему достаточно разборчивое понимание речи окружающих.
Обучение зрительно-вибрационному восприятию речи нередко оказывается для взрослых оглохших более эффективным, чем зрительно-слуховое, что обусловлено нормальным функционированием у них зрения и вибротактильной чувствительности. Однако данная сенсорная основа может быть использована лишь при наличии медицинских противопоказаний к звукоусилению и негативного отношения оглохшего к наушникам и к говорению в ухо, а также при стойкой и значительной потери слуха. В таких случаях зрительное восприятие дополняется вибротактильными ощущениями от звучащей речи. Для этого применяются специально сконструированные вибраторы в стационарной аппаратуре или костные телефоны к карманному индивидуальному слуховому аппарату.
В процессе восстановительного обучения тренировка в восприятии речевого материала осуществляется как при комплексном (бисенсорном, трисенсорном), так и при раздельном (моносенсорном) использовании зрительного, слухового и вибротактильного каналов. Исходными речевыми единицами служат фразы и слова, причем фраза является предпочтительной единицей для тренировки зрительного, зрительно-слухового, зрительно-вибрационного и зрительно-слуховибрационного восприятия речи, а слово — для тренировки моносенсорного вибротактильного, а также слухового (в случае глухоты I группы) восприятия. В основе такого обучения восприятию речи лежат следующие механизмы:
чувственная рецепция речевых единиц;
актуализация соответствующих речевых образов, хранящихся в долговременной памяти человека;
встречная активность1 при отраженном проговаривании воспринятого;
прогнозирование поступающей информации (на основе речевого и внеречевого контекста);
принятие решений и их коррекция.
В результате взаимосвязи между этими сложными процессами происходит осмысление оглохшим человеком принятой речевой
1 Под встречной активностью понимается активность человека, воспринимающего речевую информацию, которая не всегда выражается внешне и охватывает всю его речевую систему, включая сенсорный и моторный аппараты, а также совокупность сопряженных с ее работой психических процессов.
- Глава 13 сурдоандрагогика
- 13.1. Основные пути продолжения образования взрослыми людьми с нарушенным слухом
- 13.2. Формальное образование
- Общее среднее образование в вечерних (сменных) или открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях
- Особенности организации образовательной среды
- Профессиональное образование
- Педагогический аспект Процесс Результат
- Начальное профессиональное образование
- Среднее профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- 13.3. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом за рубежом
- 13.4. Дополнительное образование взрослых со слуховой недостаточностью
- 13.5. Информальное образование взрослых, имеющих дефекты слуха
- 13.6. Реабилитация взрослых, потерявших слух
- Основные направления реабилитационно-восстановительной помощи
- Особенности психолого-педагогической поддержки
- Вопросы и задания
- Раздел I
- Глава 1. Общие вопросы теории 5
- Глава 2. Научные основания сурдопедагогики 25
- Глава 3. Историческое развитие сурдопедагогики: от обучения глухихк накоплению и совершенствованию научно-педагогическихзнаний 80
- Раздел III
- Раздел II
- Глава 5. Основы организации образовательной среды для лиц
- Глава 6. Система специальных образовательных услуг для лиц
- Глава 12. Воспитание школьников с нарушенным слухом 494
- Глава 13. Сурдоандрагогика 524