logo
Андреева Л

13.5. Информальное образование взрослых, имеющих дефекты слуха

Образование активно «вторгается» во все сферы повседневной жизни человека вообще и человека с нарушенным слухом в част­ности, содействуя овладению информальными знаниями, полу­чаемыми в виде рекомендаций для выполнения каких-либо видов деятельности. Источниками поступления этого потока сведений являются средства массовой информации, общение с окружаю­щими людьми, участие деятельности культурно-образовательных центров и т.д.

В настоящее время происходит развитие каналов массовой ком­муникации, ориентированных на людей со слуховой недостаточ­ностью, чему содействует сопровождение многих информацион­ных и развлекательных программ сурдопереводом или бегущей строкой. Расширению доступа инвалидов по слуху к источникам информации способствуют:

увеличение количества телевизионных передач с жестовым сур­допереводом и субтитрированием по системе «гелетекст»;

создание телевизионного канала, освещающего проблемы социо­культурной жизнедеятельности людей со слуховой недостаточностью, либо передач, раскрывающих социальные проблемы их жизни;

производство видеокассет с записью субтитрированных худо­жественных фильмов.

Приоритетными направлениями содействия информальному образованию лиц с нарушенным слухом могут стать издание пе­чатной продукции, адресованной этим людям, развитие библио­течного обслуживания, создание специальных библиотек ВОГ и т.д.

Ведущая роль в организации информационного пространства ин­валидов по слуху и использовании средств информации (печать, кино, радио, телевидение, выставки) принадлежит Всероссийскому обществу глухих. По его инициативе в течение многих лет выходит научно-популярный журнал «В едином строю», в котором освеща­ются насущные проблемы жизни инвалидов по слуху (трудоуст­ройство, социально-культурное обслуживание и др.); налажен вы­пуск литературы по вопросам реабилитации, по обмену опытом работы предприятий и региональных организаций ВОГ, методи­ческих пособий и справочных изданий, раскрывающих деятельность общества, материалов конференций, съездов, пленумов, симпо­зиумов и т.д. С 1998 г. издается журнал «Вестник РС ВЕСА», в кото­ром на двух языках (русском и английском) дается информация о международных событиях, социальной и культурной жизни глухих в обществах, входящих в это объединение.

Через поддержание связей с обществами и союзами глухих раз­личных стран мира (Всемирная федерация глухих, Европейский

вить сообщение слышащему, а у него имеется только телефон. Диспетчер службы связи принимает текст и передает его тому, кому адресовано сообщение. Существуют службы консультаций и тренинга, подготавливающие инвалидов по слуху к общению в различных ситуациях повседневной жизни. Так, в ряде регионов РФ при правлениях Общества глухих для взрослых, потерявших слух, организуются учебные группы по обучению их восприятию устной речи.