Педагогический аспект Процесс Результат
Формирование способов Овладение новыми способа-
учебной работы ми учебной работы
Усвоение профессионально- Расширение объема социо-
образовательных программ гуманитарных, предметных,
профессиональных знаний
и др.
Освоение приемов самостоятель- Применение приемов само-ной работы стоятельной работы в учеб-
ной деятельностиУспешность профессионального обучения, продуктивностьпознавательной деятельностиСоциальный аспектПриспособление к новому типу Принятие роли учащегося
профессионального учебного (студента), будущего специа-
заведения листа
Приспособление к новому коллек- Вхожде ние в коллектив, при-тиву, его традициям нятие коллективных норм
поведения
Полноценное участие в образовательном процессе и взаимодействие лиц с нарушенным слухом в профессионально-образовательной среде
Получение лицами с нарушенным слухом профессионального образования затрудняют имеющиеся у них ограничения жизнедеятельности, связанные с проблемами общения, обучения, трудоустройства.
Для полной или частичной компенсации существующих объективных трудностей необходимо создание образовательно-реабилитационной среды, что обеспечивает:
- освоение профессионально-образовательных программ, овладение профессиональными знаниями и навыками, формирова-
при этом специфические средства общения: калькирующую и разговорную жестовую речь, дактилологию — и сопровождая речевые действия синхронной артикуляцией сообщаемой информации.
При сурдопереводе задействованы зрительное или слухозри-тельное восприятие, движения речевых органов, рук (жестовая речь) и пальцев (дактильная речь), причем артикуляция уточняет дактильный контур или дополняет жест—символ слова. Учитываются также функциональные особенности перевода средствами разговорной жестовой речи, применяемой для обеспечения возможностей неофициального, непринужденного общения. Дактильная речь используется в сурдопереводе для введения новых терминов, понятий, для точной передачи структуры лексической единицы, при переводе имен собственных, аббревиатур. Кроме того, она применяется в случае отсутствия жестов-символов, для уточнения смысла устного текста при конспектировании лекций, воспроизведения особенностей грамматического строя языка, включая формы изменения, служебные слова и др.
3. Обеспечение возможности слухозрительного восприятия речи или чтения с губ, что является весьма значимым сенсорным способом получения учебной информации для тех студентов, кто в недостаточной мере владеет жестовой речью, — слабослышащих и оглохших выпускников общеобразовательные учреждений.
- Глава 13 сурдоандрагогика
- 13.1. Основные пути продолжения образования взрослыми людьми с нарушенным слухом
- 13.2. Формальное образование
- Общее среднее образование в вечерних (сменных) или открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях
- Особенности организации образовательной среды
- Профессиональное образование
- Педагогический аспект Процесс Результат
- Начальное профессиональное образование
- Среднее профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- 13.3. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом за рубежом
- 13.4. Дополнительное образование взрослых со слуховой недостаточностью
- 13.5. Информальное образование взрослых, имеющих дефекты слуха
- 13.6. Реабилитация взрослых, потерявших слух
- Основные направления реабилитационно-восстановительной помощи
- Особенности психолого-педагогической поддержки
- Вопросы и задания
- Раздел I
- Глава 1. Общие вопросы теории 5
- Глава 2. Научные основания сурдопедагогики 25
- Глава 3. Историческое развитие сурдопедагогики: от обучения глухихк накоплению и совершенствованию научно-педагогическихзнаний 80
- Раздел III
- Раздел II
- Глава 5. Основы организации образовательной среды для лиц
- Глава 6. Система специальных образовательных услуг для лиц
- Глава 12. Воспитание школьников с нарушенным слухом 494
- Глава 13. Сурдоандрагогика 524