logo
RP_Filosofia_i_istoria_obrazovania_2014-2015

IV. Основные направления в развитии русской педагогической мысли XIX века.

1.Систематизируйте знания об основных подходах русской педагогической мыслиXIXстолетия к проблемам образования, воспитания, деятельности школы в контексте философско-исторического осмысления ею возможных прогрессивных путей развития России.

 Заполните таблицу:

Таблица 9.

“Общая характеристика основных направлений

в развитии русской педагогической мысли XIXвека”.

направление в общественно-педагогической мысли

основные представители

ведущие идеи, концепции

цитаты из первоисточников

Прежде чем заполнить таблицу, определите, кого из перечисленных мыслителей (Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, И.В. Киреевский, В.Г. Белинский, В.Ф. Одоевский, П.Г. Редкин, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, А.С. Хомяков, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский, П.Ф. Каптерев) условно можно отнести к представителям общечеловеческого, а кого – к представителям общенационального направления в русской общественно-педагогической мысли XIXвека. Для этого используйте основные теоретические положения (р. 4, п. 4) или вводные очерки П.А. Лебедева «Школа и педагогическая мысль России первой половиныXIXвека» (см. Антология педагогической мысли России первой половиныXIXв. – М., 1987. – С. 7-26) и «Школа и педагогическая мысль России второй половиныXIXвека – начала ХХ века» (см. Антология педагогической мысли России второй половиныXIXв. – начала ХХ в. – М., 1990. – С. 5-37).

При заполнении графы 4 данной таблицы также воспользуйтесь фрагментами первоисточников, помещёнными в разделе Дидактических материалов (CD).

2.Обратитесь к выдержкам из документа Северного общества декабристов – Уставу «Союза спасения» и работы В.Г. Белинского «О воспитании детей вообще и о детской книге» (см. Дидактические материалы,CD).

 Сравните их подходы к проблеме ответственности государства и родителей за воспитание.

3.Проанализируйте ведущие гуманистические идеи и концепции русских мыслителейXIXвека.

 Ответьте на вопросы.

- В чём сущность и как соотносятся идея общечеловеческого и идея общенационального в образовании и воспитании?

- Какое дальнейшее развитие получил принцип природосообразности в воспитании?

- Как обосновывалась идея самоценности детства в воспитании и образовании?

- Какая роль отводилась идее педагогики как науки и искусства воспитания?

- Какие точки зрения существовали на соотношение общего и специального (реального) образования?

- В чём сущность идеи русской национальной школы? В каких концепциях она получила своё обоснование?

Сделайте общий вывод: какие из идей просветителей России XIXвека актуальны в настоящее время.