IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
В условиях новой социалистической эпохи стройную педагогическую систему разработал Антон Семёнович Макаренко(1882-1939). Его деятельность – это вклад в теоретическую педагогику (её методологию, теорию воспитания), а также в практическую, связанную с организацией воспитания и перевоспитания детей и подростков в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского.
В связи с этим следует изучить общественно-педагогическую деятельность Макаренко и показать те факторы, которые повлияли на формирование его мировоззрения, такие качества личности, как целеустремлённость, гуманизм, патриотизм, коммунистическая идейность.
Раскрывая основные положения педагогической теории Макаренко, следует сосредоточить внимание на
• понимании им воспитания не только как объективного явления, но и специально организованного процесса, который начинается с педагогического проектирования, т.е. постановки цели и определения содержания её достижения («программа человеческой личности»);
• учении о коллективе: его роль в воспитании человека новой эпохи, признаки коллектива, стадии его развития, управление, положение личности в коллективе;
• концептуальных положениях о семейном воспитании.
Сделайте выписки из работы А.С. Макаренко «Цель воспитания» (1937), руководствуясь следующими вопросами.
Почему необходимо «восстановить в правах педагогику»? Какие в связи с этим приводятся аргументы против педологии?
Какая оценка дана марксизму в обосновании нового метода воспитания?
Почему школьный коллектив должен стать основным объектом воспитательной работы и как следует понимать положение личности в коллективе?
Какими качествами должен обладать коллектив?
Анализируя выдержки из доклада Макаренко на встрече с учителями школ Ленинградской области «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» (1938), обратите внимание на следующие его идеи и утверждения:
• сочетание «педагогического требования» с уважением к человеку (с. 272);
• «…никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель плюс ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива» (с. 274);
• для воспитательной работы важны рекомендации по «форме, стилю, тону всей организации» (с. 274): такая форма есть коллектив (ученический в совокупности с педагогическим); стиль – деятельность педагога, его мастерство, обладание педагогическим тактом, не исключающая наказания, если оно необходимо; тон – мажорный, обеспечивающий постоянное движение, развитие коллектива к намеченной цели.
Дискуссионные вопросы.
1. Существуют различные оценки педагогического наследия А.С. Макаренко. Одни считают его «классиком», а его учение – великим педагогическим явлением, другие – навсегда отошедшим в историю.
► Так, немецкий исследователь творчества Макаренко В. Зюнкель отмечает, что Макаренко и сейчас является оплотом в борьбе против той школы, где «демократия доводится до абсурда, до отрицания опыта взрослых, до развала порядка, до превращения учителя в своеобразного Петрушку, который должен развлекать ленивых лоботрясов и даже угодничать перед ними…» (см. Зюнкель В. В Эрлангене изучают Макаренко. // Советская педагогика, 1990, № 4. – С. 135).
► Отечественный педагог Ю.П. Азаров высказал противоположную точку зрения: «Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! Школа – завод! Мажор! Нам нет дела до личности! Совесть, гармоническое развитие, сострадание – буржуазные категории. Мы создаём педагогику параллельного действия, а это значит плевать на страдания каждого отдельного человека, лишь бы коллектив в фанфарном марше топал к начертанным победам! Макаренковщина исчерпала себя!» (см. Азаров Ю.П. Не подняться тебе, старик. – М., 1989. – С. 20).
2. Во вступительной статье к книге А.С. Макаренко «О воспитании» отмечается: «Его идеи развивают, конкретизируют, дополняют в современных условиях духовные наследники – творчески работающие учителя и поднимающиеся до собственных научных открытий практики-экспериментаторы». В связи с этим приводится пример урока математики В.Ф. Шаталова и комментарии к нему. «На классной доске – условие задачи. Спустя минуту поднимают руки пятеро учеников. Учитель приглашает к доске всех, и отвечают они по очереди друг за другом. И если решение задачи расчленить на ряд более мелких, частных операций, то на долю каждого из отвечающих приходится своя часть работы. Сбоев нет, все пятеро отвечают чётко, все получают "отлично". Что происходит в сравнении с обычной методикой? Во-первых, в познавательный процесс включается и интенсивно, на полную мощь, работает коллективная мысль; во-вторых, никто из лучших учеников не выделен (всех вызвали к доске), их труд и способности получили справедливую оценку; в-третьих, опрошены пятеро (а не один!) учащихся…» (с. 33).
Какие идеи А.С. Макаренко о воспитании нашли своё творческое воплощение?
Согласны ли Вы с данными комментариями?
Темы для индивидуальных выступлений.
▫ «А.С. Макаренко о проблеме взаимодействия личности и коллектива».
▫ «Педагогические идеи в художественных произведениях Макаренко» («Педагогическая поэма», «Флаги на башнях»).
▫ «Макаренко о воспитании детей в семье» (по «Книге для родителей»).
▫ «Реализация идей Макаренко в современной педагогической практике».
▫ «Макаренко в оценке гуманистической и авторитарной педагогики» (по статье М.Ю. Красовицкого «Педагогика Макаренко: как она видится в конце ХХ столетия». // Педагогика, 1996, № 1).
- Рабочая программа дисциплины (модуля) «Философия и история образования»
- Содержание
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 4. Структура и содержание дисциплины «Философия и история образования»
- 4.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Практическое занятие № 1 Становление и развитие Истории педагогики и образования как науки
- Практическое занятие № 2 Педагогическая мысль и основные типы школ в государствах Древнего Востока, Греции и Рима.
- Практическое занятие № 3 Философско-педагогические идеи и образовательные системы в странах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения.
- Задания для самостоятельной работы
- Практическое занятие № 4 -№5 Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Практическое занятие № 6 -7 Педагогические идеи и концепции в зарубежной педагогике XVII – XIX веков.
- Практическое занятие № 8
- Практическое занятие № 9
- Практическое занятие № 10- №11 Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Практическое занятие №12-№13 Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Практическое занятие № 14-№15 Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Практическое занятие № 16-№17 Развитие школьного образования в мире в конце хх века. Актуальные проблемы философии образования
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.
- Практические задания для самостоятельной работы.
- 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.
- I. Воспитание в первобытном обществе.
- II. Зарождение педагогической мысли в древности.
- 2. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения (до конца XVI в.).
- 2. Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
- 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое время (до начала хх в.). Реформаторская педагогика.
- I. Развитие школьного образования в странах Западной Европы, сша и России.
- II. Западноевропейская педагогическая мысль XVII-XIX вв.
- III. Просветительская деятельность м.В. Ломоносова.
- IV. Основные направления в развитии русской педагогической мысли XIX века.
- V. Основные течения реформаторской педагогики.
- 4.История образования и педагогической мысли в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.
- I. Реформаторская педагогика в 20-30-е годы хх века.
- II. Проблема семейного воспитания в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- III. В.А. Сухомлинский о гражданском и патриотическом воспитании молодёжи.
- IV. Деятельность советской школы в годы Великой отечественной войны.
- V. Современные авторские школы.
- Учебно-исследовательская деятельность.
- Технологическая схема выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ (реферат, курсовая).
- Критерии качественно выполненных письменных работ.
- Примерная тематика рефератов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Философия и история образования» а) основная литература:
- В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы __________________________________
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Философия и история образования»
- 1.История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А.Кувырталова, с.А.Воронина, к.Ю.Брешковска, ю.А.Тарасова. Тула: Изд-во Тул.Гос.Пед.Ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009. 241 с.
- Контрольная работа
- Тест итогового контроля.
- Вопросы к экзамену.
- Балльно-рейтинговая система по дисциплине «Философия и история образования»
- 10. Анкета обучающегося анкета для студентов
- Анкета анонимная.
- 5. Как Вы оцениваете свои успехи в овладения компетенциями в ходе изучения дисциплины?
- 11. Аннотация