II. Зарождение педагогической мысли в древности.
1.Проанализируйте сущность взглядов наиболее известных мыслителей Древнего Востока и античного мира на проблемы воспитания и личности ребёнка.
Результаты оформите в виде таблицы:
Таблица 2.
“Мыслители Древнего мира о воспитании”.
мыслитель | основные труды | ведущие педагогические идеи |
|
|
|
При заполнении третьей графы используйте цитатный материал из первоисточников работ Конфуция, Демокрита, Платона, Сократа, Аристотеля, Квинтилиана, наиболее ярко показывающий понимание мыслителем цели и сущности воспитания, возрастной и социальной дифференциации воспитательного процесса, а также содержания, методов, средств воспитания.
Сделайте общий вывод, в котором отразите основные тенденции и специфику развития школьной практики и педагогических идей в странах древневосточной и западноевропейской цивилизаций.
2.Изучите сущность используемого Сократом метода обучения. При этом следует иметь в виду, что Сократ распространял свои взгляды, по преимуществу, в разговорах и дискуссиях. В процессе их сформировался особый метод ведения диалога. Его целью было помочь собеседнику достигнуть истины путём обнаружения противоречий в его утверждениях. Первоначально Сократ возбуждал интерес к беседе при помощи правильно подобранных вопросов, выяснял слабые места в знаниях собеседника. В этом состояла сократовскаяирония (сомнение). Вслед за этим наступал основной период беседы –маевтика («повивальное искусство»). Этим термином, который Сократ выбрал по аналогии с профессией своей матери – помогать ребёнку появиться на свет, он определил стремление обрести новое знание как основу истинной нравственности. Достижению этого служила специфическаяиндукция. Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать нравственной основой человеческого поведения вообще. Весь процесс заканчивалсядефиницией– понятийной фиксацией полученного общего знания. Дефиницию, по Сократу, следует подвергать новой иронии, а если общее ещё содержало противоречие, сформировать таким же путём (через маевтику и индукцию) новую дефиницию. Дефиниции в сократовском понимании служат понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов в их взаимных отношениях. (См.: История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1991. – С. 132.)
Проанализируйте ситуацию беседы Сократа с Аристодемом о божестве, которую приводит в своих «Очерках истории воспитания и обучения» Л.Н. Модзалевский.
Результаты оформите в виде таблицы:
Таблица 3.
“Анализ сократической беседы”.
-
этапы беседы Сократа
примеры из ситуации
1. ирония
2. маевтика
3. индукция
4. дефиниция
- Рабочая программа дисциплины (модуля) «Философия и история образования»
- Содержание
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 4. Структура и содержание дисциплины «Философия и история образования»
- 4.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Практическое занятие № 1 Становление и развитие Истории педагогики и образования как науки
- Практическое занятие № 2 Педагогическая мысль и основные типы школ в государствах Древнего Востока, Греции и Рима.
- Практическое занятие № 3 Философско-педагогические идеи и образовательные системы в странах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения.
- Задания для самостоятельной работы
- Практическое занятие № 4 -№5 Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Практическое занятие № 6 -7 Педагогические идеи и концепции в зарубежной педагогике XVII – XIX веков.
- Практическое занятие № 8
- Практическое занятие № 9
- Практическое занятие № 10- №11 Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Практическое занятие №12-№13 Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Практическое занятие № 14-№15 Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Практическое занятие № 16-№17 Развитие школьного образования в мире в конце хх века. Актуальные проблемы философии образования
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.
- Практические задания для самостоятельной работы.
- 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.
- I. Воспитание в первобытном обществе.
- II. Зарождение педагогической мысли в древности.
- 2. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения (до конца XVI в.).
- 2. Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
- 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое время (до начала хх в.). Реформаторская педагогика.
- I. Развитие школьного образования в странах Западной Европы, сша и России.
- II. Западноевропейская педагогическая мысль XVII-XIX вв.
- III. Просветительская деятельность м.В. Ломоносова.
- IV. Основные направления в развитии русской педагогической мысли XIX века.
- V. Основные течения реформаторской педагогики.
- 4.История образования и педагогической мысли в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.
- I. Реформаторская педагогика в 20-30-е годы хх века.
- II. Проблема семейного воспитания в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- III. В.А. Сухомлинский о гражданском и патриотическом воспитании молодёжи.
- IV. Деятельность советской школы в годы Великой отечественной войны.
- V. Современные авторские школы.
- Учебно-исследовательская деятельность.
- Технологическая схема выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ (реферат, курсовая).
- Критерии качественно выполненных письменных работ.
- Примерная тематика рефератов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Философия и история образования» а) основная литература:
- В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы __________________________________
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Философия и история образования»
- 1.История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А.Кувырталова, с.А.Воронина, к.Ю.Брешковска, ю.А.Тарасова. Тула: Изд-во Тул.Гос.Пед.Ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009. 241 с.
- Контрольная работа
- Тест итогового контроля.
- Вопросы к экзамену.
- Балльно-рейтинговая система по дисциплине «Философия и история образования»
- 10. Анкета обучающегося анкета для студентов
- Анкета анонимная.
- 5. Как Вы оцениваете свои успехи в овладения компетенциями в ходе изучения дисциплины?
- 11. Аннотация