Практическое занятие № 1 Становление и развитие Истории педагогики и образования как науки
Цель: анализ различными теоретических подходов к истории образования и педагогической мысли как отрасли научного знания.
Задание:
1. Дать сравнительный анализ основных концепций всемирного историко-педагогического процесса, сложившимися в XIX-XX вв.
Основные теоретические положения.
I.История педагогики – область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогической науки (Рос. пед. энциклопедия, с. 392).
Появление истории педагогики было закономерным результатом развития мировой педагогической мысли, практики воспитания и образования. Как и любая отрасль научного знания, история педагогики прошла сложный путь, отмеченный особенностями эпохи, конкретного экономического и культурного пространства, практическими педагогическими потребностями, а также априорностью познания, носящего элемент субъективизма.
Первые работы историко-педагогического характера появились в странах Западной Европы в конце XVII–XVIIIвв. (К. Флёри, Д.Г. Морхоф, К.Э. Мангельсдорф, Ф.Э. Рукопф и др.). Историко-педагогические факты и явления рассматривались учёными как средство осмысления современной им школьной практики, проблем воспитания и образования.
Наиболее фундаментальным стал четырёхтомный труд немецкого учёного К.А. Шмидта «История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов», который в 1877-1881 гг. был переведён на русский язык и оказал заметное влияние на формирование историко-педагогического знания в России. В работе Карла Шмидта наиболее отчётливо представлена одна из первых концепций развития всемирного историко-педагогического процесса. Основу её составил историко-культурный подход, предполагавший анализ педагогических идей и практики воспитания как одной из составных частей общекультурного развития общества. Для концепции Шмидта было характерно: параллельное рассмотрение истории педагогической практики и педагогической мысли во взаимосвязи с культурой человеческого общества; европоцентризм, т.е. особый акцент на европейскую историю как основу всеобщей истории педагогики; антропоморфизм, т.е. представление о развитии воспитания, образования, педагогической мысли соответственно трём возрастным периодам человека, интерпретированным на эволюцию как всего человечества, так и отдельного народа (Восток – «детство», классические Греция и Рим – «юность», христианский период – «зрелость»).
Данная концепция была воспринята русским исследователем Л.Н. Модзалевским. Однако некоторые отличия заключались в его взглядах, во-первых, на периодизацию христианской эпохи, которую он подразделял на периоды: воспитание под абсолютным авторитетом западной церкви; эпоха Возрождения классицизма; борьба реалистическо-философских систем за свободу воспитания, новейший метод христианско-гуманного воспитания и др.; во-вторых, на логику развития всемирного историко-педагогического процесса как на постоянное, линейное, преемственное развитие по восходящей к заявленной цели.
Концепции Шмидта – Модзалевского в той или иной степени придерживались в педагогической мысли начала ХХ века в немецкой педагогике – Т. Циглер, в русской педагогике – М.И. Демков, П.П. Соколов, С.А. Золотарёв, А.П. Медведков.
Идею европоцентризма разделял и известный русский учёный П.Ф. Каптерев, который отмечал, что европейские ценности постепенно завоёвывают мир, новая наука Европы переносится «в Америку, Австралию, Японию, отчасти Китай», и отдельные национальные течения сливаются в единый поток, где теряется всякая примесь национального.
Общим для всех перечисленных учёных было понимание всемирного историко-педагогического процесса как единого, прогрессивного, развивающегося в контексте человеческой культуры; их особое внимание к истории педагогики и просвещения в России; а также стремление наметить определённую периодизацию в развитии педагогической мысли и практики.
В первые десятилетия ХХ века в России при рассмотрении всемирного историко-педагогического процесса стали придерживаться марксистско-ленинской концепции, методологическим основанием которой явился формационно-классовый подход, учение о диалектическом и историческом материализме. Такое основание выступало как бесспорное и единственное и реализовывалось в научной и учебной литературе при изложении системы педагогических взглядов того или иного педагога прошлого, а также в рассмотрении и оценке практики воспитания, образования в различные исторические периоды. Периодизация историко-педагогического процесса давалась в контексте социально-экономических формаций, а в его оценке ведущим являлся классовый подход, который приводил к односторонности рассмотрения историко-педагогических явлений, событий, фактов, наследия мыслителей.
Для марксистско-ленинской концепции историко-педагогического процесса было характерно: признание его непрерывности, постепенности и линейности; зависимость данного процесса от уровня социально-экономического развития формации; преувеличение значимости пролетарской педагогики, объединившей в себе всё лучшее, что было накоплено человечеством; подчинение общечеловеческих ценностей интересам господствующего класса – пролетариата. Использование марксистско-ленинской концепции для анализа хода всемирного историко-педагогического процесса приводило к умалению значения классического наследия, гипертрофированному восприятию и оценкам тех событий, педагогических идей, которые отвечали партийно-классовым интересам. Однако в целом нельзя не учитывать большого научного потенциала первых советских историко-педагогических работ Е.Н. Медынского, И.Ф. Свадковского, А.П. Пинкевича.
В 1990-е гг. в России в связи с изменением общественной парадигмы сложился цивилизационный подход, фундаментальное обоснование которому было дано исследованиями Г.Б. Корнетова. Сущность данного подхода – в рассмотрении человека и хода всемирного историко-педагогического процесса в контексте мировой культуры и человеческой цивилизации. Исходя из многозначности трактовки категории «цивилизация», Корнетов предлагает своё видение логики всемирного историко-педагогического процесса, который «предстаёт как некая определённая целостность со строго иерархизированными и взаимосвязанными уровнями всеобщего (человеческая цивилизация), общего (цивилизация-стадия), особенного (великие цивилизации) и единичного (локальные цивилизации)». Следует заметить, что цивилизационный подход предусматривает возможность его сочетания с антропологическим, основы которого были заложены ещё К.Д. Ушинским и который позволил в современных исследованиях, посвящённых истории образования и педагогической мысли, обратить особое внимание на человека как базовую ценность и цель воспитания, на гуманистическую направленность педагогического знания (Б.М. Бим-Бад).
В целом, явно прослеживается общая тенденция на отказ от односторонности, комплексность научных подходов к рассмотрению истории образования и педагогической мысли как отрасли научного знания и учебного предмета.
Методические указания:
Познакомиться с выдержками из работ по истории педагогики К. Шмидта, Л.Н. Модзалевского, А.П. Медведкова, Н.А. Константинова, Г.Б. Корнетова (см. Дидактический материал, CD), рекомендованной учебной литературой.
Заполните таблицу:
“Основные концептуальные подходы зарубежных и отечественных учёных
к изучению истории воспитания, образования, педагогической мысли”.
концептуальный подход | автор | ведущие идеи |
историко-культурный |
|
|
формационно-классовый |
|
|
цивилизационно-антропологический |
|
|
Вопросы для самоконтроля.
♦ Как учёные понимали сущность истории педагогики?
♦ Какие сложились концептуальные подходы к изучению всемирного историко-педагогического процесса, его периодизации?
♦ Что предполагает цивилизационный подход?
♦ Каковы связи истории педагогики с другими отраслями научного знания?
♦ Какие источники являются основанием для историко-педагогического знания?
♦ Для чего необходимо изучать историю педагогики и образования?
- Рабочая программа дисциплины (модуля) «Философия и история образования»
- Содержание
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 4. Структура и содержание дисциплины «Философия и история образования»
- 4.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Практическое занятие № 1 Становление и развитие Истории педагогики и образования как науки
- Практическое занятие № 2 Педагогическая мысль и основные типы школ в государствах Древнего Востока, Греции и Рима.
- Практическое занятие № 3 Философско-педагогические идеи и образовательные системы в странах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения.
- Задания для самостоятельной работы
- Практическое занятие № 4 -№5 Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Практическое занятие № 6 -7 Педагогические идеи и концепции в зарубежной педагогике XVII – XIX веков.
- Практическое занятие № 8
- Практическое занятие № 9
- Практическое занятие № 10- №11 Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Практическое занятие №12-№13 Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Практическое занятие № 14-№15 Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Практическое занятие № 16-№17 Развитие школьного образования в мире в конце хх века. Актуальные проблемы философии образования
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.
- Практические задания для самостоятельной работы.
- 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.
- I. Воспитание в первобытном обществе.
- II. Зарождение педагогической мысли в древности.
- 2. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения (до конца XVI в.).
- 2. Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
- 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое время (до начала хх в.). Реформаторская педагогика.
- I. Развитие школьного образования в странах Западной Европы, сша и России.
- II. Западноевропейская педагогическая мысль XVII-XIX вв.
- III. Просветительская деятельность м.В. Ломоносова.
- IV. Основные направления в развитии русской педагогической мысли XIX века.
- V. Основные течения реформаторской педагогики.
- 4.История образования и педагогической мысли в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.
- I. Реформаторская педагогика в 20-30-е годы хх века.
- II. Проблема семейного воспитания в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- III. В.А. Сухомлинский о гражданском и патриотическом воспитании молодёжи.
- IV. Деятельность советской школы в годы Великой отечественной войны.
- V. Современные авторские школы.
- Учебно-исследовательская деятельность.
- Технологическая схема выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ (реферат, курсовая).
- Критерии качественно выполненных письменных работ.
- Примерная тематика рефератов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Философия и история образования» а) основная литература:
- В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы __________________________________
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Философия и история образования»
- 1.История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А.Кувырталова, с.А.Воронина, к.Ю.Брешковска, ю.А.Тарасова. Тула: Изд-во Тул.Гос.Пед.Ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009. 241 с.
- Контрольная работа
- Тест итогового контроля.
- Вопросы к экзамену.
- Балльно-рейтинговая система по дисциплине «Философия и история образования»
- 10. Анкета обучающегося анкета для студентов
- Анкета анонимная.
- 5. Как Вы оцениваете свои успехи в овладения компетенциями в ходе изучения дисциплины?
- 11. Аннотация