I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки при наличии соответствующих потребностей и условий, вызванных процессами развития общественных отношений, утверждением более совершенных способов хозяйства, культурными достижениями. В связи с этим педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе (см. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001. – С. 20).
Как наука педагогика характеризуется определёнными признаками: она возникла из потребностей общества передавать социальный опыт (культуру) новым поколениям, имеет свой предмет (воспитание человека), собственный категориальный аппарат (воспитание, образование, развитие, обучение и т.д.), свои методы исследования, систему достоверных объективных обобщённых знаний о сущности, закономерностях воспитания, обучения, развития личности.
Однако следует заметить, что история возникновения и развития научно-педагогического знания происходила постепенно:
• зарождение педагогических идей в русле философских учений;
• формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений;
• переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
Поэтому при подготовке вопроса о предпосылках зарождения научно-педагогического знания следует обратиться к высказываниям античных мыслителей, философов-гуманистов, отражающим те их идеи о воспитании, образовании, обучении, которые повлияли на дальнейшее развитие педагогической теории (воспитание как ведущий фактор развития личности, идея природосообразности и др.).
Рубежом становления педагогики как науки стала теоретическая и практическая деятельность чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского(1592-1670). Он впервые попытался привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения, руководствуясь педагогическим опытом различных стран, своим собственным, педагогическими наработками предшественников (В. Ратке). Эти изыскания воплотились во многих трудах Я.А. Коменского. Особое значение среди них имеет «Великая дидактика» (1632).
Используя материалы учебного пособия, дополнительную литературу, охарактеризуйте теоретические основы педагогического учения Я.А. Коменского, отразившие его общее философское видение мира:
• сенсуалистическое познание как основа педагогического процесса;
• человек – это «микрокосм», часть и «совершенное творение природы», которое имеет всё необходимое для образования;
• природосообразность воспитания и обучения;
• пансофия, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение их через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности;
• демократизм и гуманизм в организации школьного образования, воспитании личности.
Работая с текстом «Великой дидактики», сделайте выписки по следующим аспектам.
1. Понимание Коменским дидактики как «универсального искусства учить всех всему» (см. Введение. "Привет вам, читатели").
2. Значение школы как мастерской гуманизма, человечности (см. Гл. VIII, IX, X, XII, XXVII п. 3, 4).
Обратите внимание на вопросы.
Как Коменский объясняет целесообразность возникновения и распространения школ?
Почему школам нужно вверять молодёжь обоего пола?
В чём сущность универсального школьного образования?
Каковы шесть основных принципов, которые необходимо учесть при создании школ?
Какие четыре типа школ предложил Коменский в соответствии с возрастом учащихся?
3. Новая организация школьного образования и обучения на основе принципа природосообразности, общие требования к обучению:
а) успешность (см. Гл. XVI «Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться наверняка, чтобы не мог не последовать положительный результат»: формулировки «Основоположений» № I – IX и пункты «Исправлений» к ним);
б) лёгкость (см. Гл. XVII «Основы лёгкости обучения и учения»: формулировки 10 оснований, «Основоположений» № I – III и пункты «Исправлений» к ним);
в) основательность (см. Гл. XVIII «Основы прочности обучения и учения»: 10 оснований, «Основоположений» № I – V и пункты «Исправлений» к ним);
г) быстрота (см. Гл. ХХ «Метод наук»: 4 условия, необходимые «желающему проникнуть в тайны наук» и «Применение к искусству обучения наукам 9 правил»).
Обратите внимание на те положения общего характера, которые можно трактовать как дидактические принципы: наглядность («золотое правило дидактики»), последовательность и систематичность, прочность усвоения учебного материала, самостоятельность и активность и др.
Следует привлечь материал о сущности классно-урочной системы обучения, которая, по мнению Коменского, предполагает: неизменный состав учащихся, проведение занятий в точно определённое время по расписанию, одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету, ежедневное проведение занятий по 4-6 часов с учётом перерывов (перемен).
4. Приоритетность воспитания как фактора формирования добродетельного человека (см. Гл. XXIII «Метод нравственного воспитания»: формулировки 16 правил «искусства развивать нравственность»; Гл. XXVI «О школьной дисциплине»).
Дискуссионные вопросы.
1. Согласны ли Вы с утверждением, что Я.А. Коменский – основоположник педагогики как науки? Ответ обоснуйте.
2. В современных условиях осуществляются неоднозначные подходы к оценке педагогического наследия Коменского. С одной стороны, подчёркивается его фундаментальность для понимания проблемы становления педагогики как науки и практики воспитания; с другой – звучит призыв к переосмыслению. Какую из этих точек зрения Вы разделяете? Почему?
Возможно использовать статью В.К. Дьяченко «Диалоги об образовательных технологиях», в которой представлено оппонирование педагогу и обозревателю газеты «Первое сентября» А.И. Адамскому на его статью «Бегство от Коменского» (см. «Школьные технологии», 2000, № 3, с. 34-56).
Темы для индивидуальных выступлений.
▫ «Мировоззрение Я.А. Коменского как основа его педагогического учения».
▫ «Идея природосообразности в педагогическом учении Я.А. Коменского и её значение для развития педагогической науки и практики».
▫ «Я.А. Коменский о теоретических основах обучения».
▫ «Я.А. Коменский о требованиях к учителю».
▫ «Идеи образования и воспитания в работе Коменского "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих"».
▫ «Значение педагогического учения Я.А. Коменского для современности».
- Рабочая программа дисциплины (модуля) «Философия и история образования»
- Содержание
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 4. Структура и содержание дисциплины «Философия и история образования»
- 4.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Практическое занятие № 1 Становление и развитие Истории педагогики и образования как науки
- Практическое занятие № 2 Педагогическая мысль и основные типы школ в государствах Древнего Востока, Греции и Рима.
- Практическое занятие № 3 Философско-педагогические идеи и образовательные системы в странах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения.
- Задания для самостоятельной работы
- Практическое занятие № 4 -№5 Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Практическое занятие № 6 -7 Педагогические идеи и концепции в зарубежной педагогике XVII – XIX веков.
- Практическое занятие № 8
- Практическое занятие № 9
- Практическое занятие № 10- №11 Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Практическое занятие №12-№13 Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Практическое занятие № 14-№15 Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Практическое занятие № 16-№17 Развитие школьного образования в мире в конце хх века. Актуальные проблемы философии образования
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.
- Практические задания для самостоятельной работы.
- 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.
- I. Воспитание в первобытном обществе.
- II. Зарождение педагогической мысли в древности.
- 2. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения (до конца XVI в.).
- 2. Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
- 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое время (до начала хх в.). Реформаторская педагогика.
- I. Развитие школьного образования в странах Западной Европы, сша и России.
- II. Западноевропейская педагогическая мысль XVII-XIX вв.
- III. Просветительская деятельность м.В. Ломоносова.
- IV. Основные направления в развитии русской педагогической мысли XIX века.
- V. Основные течения реформаторской педагогики.
- 4.История образования и педагогической мысли в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.
- I. Реформаторская педагогика в 20-30-е годы хх века.
- II. Проблема семейного воспитания в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- III. В.А. Сухомлинский о гражданском и патриотическом воспитании молодёжи.
- IV. Деятельность советской школы в годы Великой отечественной войны.
- V. Современные авторские школы.
- Учебно-исследовательская деятельность.
- Технологическая схема выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ (реферат, курсовая).
- Критерии качественно выполненных письменных работ.
- Примерная тематика рефератов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Философия и история образования» а) основная литература:
- В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы __________________________________
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Философия и история образования»
- 1.История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А.Кувырталова, с.А.Воронина, к.Ю.Брешковска, ю.А.Тарасова. Тула: Изд-во Тул.Гос.Пед.Ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009. 241 с.
- Контрольная работа
- Тест итогового контроля.
- Вопросы к экзамену.
- Балльно-рейтинговая система по дисциплине «Философия и история образования»
- 10. Анкета обучающегося анкета для студентов
- Анкета анонимная.
- 5. Как Вы оцениваете свои успехи в овладения компетенциями в ходе изучения дисциплины?
- 11. Аннотация