II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
Своё дальнейшее развитие идея свободного воспитания личности ребёнка получила в Европе на рубеже XIX-XXстолетий в условиях активных поисков новых подходов к теоретическим и практическим проблемам воспитания и образования.
Защита личностных целей образования, педоцентризм, свобода, творчество явились отличительными чертами новой (альтернативной) педагогики, в русле которой продолжала осмысливаться и внедрялась в практику идея свободного воспитания.
Следует подчеркнуть, что мысль о самоценности детства, высказанная ещё Руссо, стала одной из ведущих у большинства представителей альтернативной педагогики.
Ознакомьтесь с содержанием данной проблемы по учебному пособию З.И. Васильевой (с. 332-335). Обратите внимание на разработку новых концептуальных подходов к проблеме свободного воспитания. Ими стали теоретические положения о роли интереса, самостоятельности и самодеятельности учащихся в построении учебного процесса, идея защиты прав ребёнка (А. Ферьер, Ж.О. Декроли, Э.К. Кей).
Одной из самых популярных явилась концепция свободного воспитания личности ребёнка, представленная на основании своего опыта итальянским педагогом Марией Монтессори(1870-1952). Обратите внимание, что, в отличие от Ж.-Ж. Руссо, акцент делался на изменение социальной школьной среды, создание «простора свободным и естественным проявлениям личности ребёнка», заботу о творческом начале в человеке.
Изучите отрывок из работы М. Монтессори «О принципах моей школы» (см. Дидактические материалы, CD).
Ответьте на вопросы.
В чём автор видит сущность природной силы интереса?
Как интерес соотносится с индивидуальным методом и свободой выбора ребёнка?
Чем метод Монтессори отличается от других методов индивидуального и свободного обучения (Декроли, Фрёбеля)?
Какое значение имеет для организации школьного дела количество дидактического материала?
Почему рекомендуется разновозрастный состав классов?
В чём преимущество «свободы выбора» и «свободы передвижения» учащихся?
В заключение отметьте, что главными условиями реализации свободного воспитания в школьной практике Монтессори считает «интерес ребёнка, который приводит его к сосредоточению на учёбе», «сотрудничество детей, неоценимая база которого – разновозрастность», «существование человеческого инстинкта автономности, который приводит к дисциплине и порядку».
Дискуссионные вопросы.
1. Дайте оценку следующему высказыванию:
► «Существуют градации психического развития, и разница между ребёнком и взрослым так велика, что взрослый может оказать маленькому ребёнку помощь гораздо меньшую, чем тот, кто ближе к нему по возрасту». Аргументируйте его примерами из современной педагогики и психологии.
2. Сравните взгляды М. Монтессори и Ж.-Ж. Руссо на проблемы свободного воспитания. Чьей позиции Вы отдаёте предпочтение? Обоснуйте своё мнение.
Темы для индивидуальных выступлений.
▫ «Влияние идей М. Монтессори на развитие зарубежного образования».
▫ «Монтессори-движение за рубежом и в России: история и современность».
- Рабочая программа дисциплины (модуля) «Философия и история образования»
- Содержание
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 4. Структура и содержание дисциплины «Философия и история образования»
- 4.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Практическое занятие № 1 Становление и развитие Истории педагогики и образования как науки
- Практическое занятие № 2 Педагогическая мысль и основные типы школ в государствах Древнего Востока, Греции и Рима.
- Практическое занятие № 3 Философско-педагогические идеи и образовательные системы в странах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения.
- Задания для самостоятельной работы
- Практическое занятие № 4 -№5 Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Практическое занятие № 6 -7 Педагогические идеи и концепции в зарубежной педагогике XVII – XIX веков.
- Практическое занятие № 8
- Практическое занятие № 9
- Практическое занятие № 10- №11 Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Практическое занятие №12-№13 Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Практическое занятие № 14-№15 Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Практическое занятие № 16-№17 Развитие школьного образования в мире в конце хх века. Актуальные проблемы философии образования
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.
- Практические задания для самостоятельной работы.
- 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.
- I. Воспитание в первобытном обществе.
- II. Зарождение педагогической мысли в древности.
- 2. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения (до конца XVI в.).
- 2. Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
- 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое время (до начала хх в.). Реформаторская педагогика.
- I. Развитие школьного образования в странах Западной Европы, сша и России.
- II. Западноевропейская педагогическая мысль XVII-XIX вв.
- III. Просветительская деятельность м.В. Ломоносова.
- IV. Основные направления в развитии русской педагогической мысли XIX века.
- V. Основные течения реформаторской педагогики.
- 4.История образования и педагогической мысли в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.
- I. Реформаторская педагогика в 20-30-е годы хх века.
- II. Проблема семейного воспитания в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- III. В.А. Сухомлинский о гражданском и патриотическом воспитании молодёжи.
- IV. Деятельность советской школы в годы Великой отечественной войны.
- V. Современные авторские школы.
- Учебно-исследовательская деятельность.
- Технологическая схема выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ (реферат, курсовая).
- Критерии качественно выполненных письменных работ.
- Примерная тематика рефератов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Философия и история образования» а) основная литература:
- В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы __________________________________
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Философия и история образования»
- 1.История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А.Кувырталова, с.А.Воронина, к.Ю.Брешковска, ю.А.Тарасова. Тула: Изд-во Тул.Гос.Пед.Ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009. 241 с.
- Контрольная работа
- Тест итогового контроля.
- Вопросы к экзамену.
- Балльно-рейтинговая система по дисциплине «Философия и история образования»
- 10. Анкета обучающегося анкета для студентов
- Анкета анонимная.
- 5. Как Вы оцениваете свои успехи в овладения компетенциями в ходе изучения дисциплины?
- 11. Аннотация