Контрольная работа
1. Познакомьтесь с основными фрагментами биографии и педагогической деятельностью К.Н. Вентцеля (1857-1947) Заполните таблицу:
“К.Н. Вентцель – теоретик свободного воспитания”.
основные педагогические труды | концептуальные идеи |
|
|
Обратитесь к педагогическому наследию К.Н. Вентцеля на примере статей «Культура и воспитание», «Нравственное воспитание и свобода» (см. Дидактический материал, CD).
Прокомментируйте следующие высказывания из данных работ.
• “Мы должны смотреть на ребёнка, прежде всего, как на ребёнка и как на будущего человека, и только потом уже как на наследника культуры”.
• “Есть два пути: один – это путь внешней дрессировки, другой – путь свободного внутреннего развития”.
• “Будущее, несомненно, явится культом ребёнка, этого носителя и источника новой жизни, этой неиссякающей надежды на беспредельное обновление всех сторон человеческого существования”.
• “Для своего нравственного прогресса человечество нуждается в возможно большем числе индивидуальных свободных творцов новой независимой самобытной нравственности и в возможно меньшем числе представителей "старой морали"…”.
2.Познакомьтесь с выдержками из работы одного из представителей экспериментальной педагогики в России В.М. Бехтерева «Вопросы общественного воспитания» (см. Дидактические материалы,CDили Антология педагогической мысли России второй половиныXIXвека – начала ХХ века. – М., 1990. – С. 501-508).
Ответьте на вопросы.
- Какой метод использовал В.М. Бехтерев для обоснования своих взглядов на воспитание?
- Какое значение, по мнению Бехтерева, имеет наследственная природа организма в деле воспитания?
- Что такое «воспитательные рефлексы» и каков механизм их формирования?
- В чём сущность взаимосвязи образования и воспитания?
- Какие принципы необходимо соблюдать в процессе воспитания?
- К чему приводят недостатки воспитания и каков главный способ их устранения или предотвращения?
3Прочитайте отрывок из работы К.Ю. Цируля «Ручной труд в общеобразовательной школе» (см. Дидактические материалы,CDили Антология педагогической мысли. – Т. 2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. – М., 1989. – С. 224-229).
Ответьте на вопросы.
- Что автор понимает под «ручным трудом»?
- Почему в школах необходимо ввести ручной труд?
- В чём разница между обучением ремеслу и ручным трудом?
- Каковы главные условия, которым должна отвечать правильная постановка преподавания ручного труда?
- В чём польза ручного труда для школьного образования?
.
4Выполните тест.
1. Э.К. Кей была представительницей теории…
а) свободного воспитания
б) экспериментальной педагогики
в) функциональной педагогики
2. Систему количественных измерений интеллектуального развития ребёнка с помощью стандартных тестов разработал…
а) Э. Мёйман
б) Э. Торндайк
в) А. Бине
3. Идея прагматического образования принадлежит…
а) М. Монтессори
б) В.А. Лаю
в) Дж. Дьюи
4. Научное обоснование «трудовой школы» дал…
а) Г. Кершенштейнер
б) П. Наторп
в) Э. Мёйман
5. Представителем экспериментальной педагогики был…
а) А.П. Нечаев
б) П.А. Кропоткин
в) К.Н. Вентцель
5Кто из русских педагогов является автором следующих высказываний?
1. | “Привычка – «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно и даёт нам эту вторую натуру, без которой человек при всей своей образованности может оказаться в лучшем случае бесплодным существом и общественным «пустоцветом», в худшем же случае окажется эгоистичным существом, представляющим собой не только лишнего, но и вредного, а иногда даже и опасного члена общества”. |
2. | “Он (труд) удовлетворяет в детях стремление к деятельности и творчеству, развивает волю, внешние чувства, упражняет руки и физические силы, научает любить и уважать всякое практическое дело”. |
3. | “Труд, который затрачивает педагог на дело воспитания, не соизмерим по своей тяжести ни с каким другим интеллектуальным трудом”. |
4. | “Только культура истинно свободных людей принесёт поистине роскошные плоды”. |
5. | “…ребёнок – это то новое будущее, которое вечно смотрит на нас своими молодыми и смеющимися глазами”. |
- Рабочая программа дисциплины (модуля) «Философия и история образования»
- Содержание
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 4. Структура и содержание дисциплины «Философия и история образования»
- 4.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Практическое занятие № 1 Становление и развитие Истории педагогики и образования как науки
- Практическое занятие № 2 Педагогическая мысль и основные типы школ в государствах Древнего Востока, Греции и Рима.
- Практическое занятие № 3 Философско-педагогические идеи и образовательные системы в странах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения.
- Задания для самостоятельной работы
- Практическое занятие № 4 -№5 Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Практическое занятие № 6 -7 Педагогические идеи и концепции в зарубежной педагогике XVII – XIX веков.
- Практическое занятие № 8
- Практическое занятие № 9
- Практическое занятие № 10- №11 Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Практическое занятие №12-№13 Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Практическое занятие № 14-№15 Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Практическое занятие № 16-№17 Развитие школьного образования в мире в конце хх века. Актуальные проблемы философии образования
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.
- Практические задания для самостоятельной работы.
- 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.
- I. Воспитание в первобытном обществе.
- II. Зарождение педагогической мысли в древности.
- 2. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения (до конца XVI в.).
- 2. Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
- 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое время (до начала хх в.). Реформаторская педагогика.
- I. Развитие школьного образования в странах Западной Европы, сша и России.
- II. Западноевропейская педагогическая мысль XVII-XIX вв.
- III. Просветительская деятельность м.В. Ломоносова.
- IV. Основные направления в развитии русской педагогической мысли XIX века.
- V. Основные течения реформаторской педагогики.
- 4.История образования и педагогической мысли в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.
- I. Реформаторская педагогика в 20-30-е годы хх века.
- II. Проблема семейного воспитания в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- III. В.А. Сухомлинский о гражданском и патриотическом воспитании молодёжи.
- IV. Деятельность советской школы в годы Великой отечественной войны.
- V. Современные авторские школы.
- Учебно-исследовательская деятельность.
- Технологическая схема выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ (реферат, курсовая).
- Критерии качественно выполненных письменных работ.
- Примерная тематика рефератов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Философия и история образования» а) основная литература:
- В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы __________________________________
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Философия и история образования»
- 1.История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А.Кувырталова, с.А.Воронина, к.Ю.Брешковска, ю.А.Тарасова. Тула: Изд-во Тул.Гос.Пед.Ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009. 241 с.
- Контрольная работа
- Тест итогового контроля.
- Вопросы к экзамену.
- Балльно-рейтинговая система по дисциплине «Философия и история образования»
- 10. Анкета обучающегося анкета для студентов
- Анкета анонимная.
- 5. Как Вы оцениваете свои успехи в овладения компетенциями в ходе изучения дисциплины?
- 11. Аннотация