logo
Общая и профессиональная педагогика

Профессиональное образование

Организация профессионально-образовательного процесса предполагает проектирование модели личности профессионала, профессионально-педагогической деятельности и профессионально-педагогического взаимодействия.

Зеер Э.Ф, Психология личностно-ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург, 2000. - С. 89.

Проектирование модели личности профессионала

В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой целью обучения в профессиональном учебном заведении является профессиональное развитие обучающихся, т. е. подготовка профессионала, а не просто специалиста. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач.

  1. Формирование социально-профессиональной направленности: социально-профессионального самосознания, мотивов, ценностных ориентации, корпоративности, социальной ответственности и мобильности.

  2. Формирование социально-профессиональной компетентности: социально-правовой, специальной, персональной компетентности и аутокомпетентности (адекватного представления о своих социально-профессиональных характеристиках).

  3. Формирование профессионально-волевых качеств: профессиональной самостоятельности и ответственности.

  4. Развитие профессионально значимых психофизиологических свойств; координации движений, быстроты реакции, глазомера, выносливости, креативности, индивидуального стиля деятельности, стрессоустойчивости и др.

Результатами профессионального развития является сформированность следующих ключевых компетенций:

Формами проектирования модели личности профессионала являются: требования госстандарта, профессиограммы и психограммы, квалификационные характеристики, «Единый тарифно-квалификационный справочник» (ЕТКС).

Графически процесс проектирования модели личности профессионала можно представить в виде схемы 6.

Проектирование профессионально-педагогической деятельности

Как уже отмечалось ранее, выделяют две группы функций педагогической деятельности:

1) целевые функции (обучающая, воспитывающая, развивающая);

Схема 6