logo
Общая и профессиональная педагогика

§ 1. Сущность, аспекты и функции образования

Сущность образования

В толковом словаре С.И. Ожегова образование определяется как обучение и просвещение, в учебниках по педагогике – либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта и собственного развития,

либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков1, либо как социальное явление.

В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Таким образом, образование определяется как широкое понятие, включающее в себя и обучение, и воспитание. Поэтому педагогику рассматривают как науку об образовании человека.

Образование можно определить как процесс и результат развития личности посредством научно организованного обучения и воспитания. В этом случае знания, умения и навыки будут выступать не как цель обучения, а как средства развития личности.

Аспекты образования

Наличие множества определений понятия «образование» показывает, что оно является сложным, многоаспектным. По мнению академика Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта образования: образование как ценность, образование как система, образование как процесс и образование как результат (табл. 1).

Б

Закон РФ «Об образовании»

принят в 1992 г. (новая редакция Закона утверждена в 1996 г.) – федеральный нормативно-правовой документ. Регламентирует принципы государственной политики в области образования, систему образования и порядок управления ею, экономические основы, социальные гарантии реализации прав граждан на образование, правовые основы международной деятельности образовательных учреждений

езусловно, аспектное разделение образования не отрицает его целостности.

Таблица 1