logo
Общая и профессиональная педагогика

Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике

Функционалистекая парадигма

Наряду с двумя упомянутыми парадигмами образования, исследователи выделяют еще одну – функционалистскую. Ориентирующую роль в ней выполняет социальный заказ общества на образование. Эта парадигма исходит из того, что образование по своей сути является социокультурной технологией, поэтому оно должно готовить нужные обществу кадры. Наиболее полно фунюдионалист-ская парадигма нашла свое отражение в системе развития негосударственного образования в России.

Функционалистский подход состоит в том, что личность должна принять на себя часть некоторых функций общества. Это предполагает определенную компетенцию личности, связанную с умением приобретать знания, творчески их использовать и создавать новое знание. Четкую функциональную направ-

ленность имеет профессиональное образование – подготовка личности к профессиональному труду.

Реализуется эта парадигма либо на когнитивной основе (подготовка специалиста), либо по личностно-ориентированной теории (профессиональное развитие личности).

Культурологическая парадигма

На принцип кулътуросообразности образования указывали многие известные педагоги: А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. В свое время С.И. Гессен выделял образованность в качестве ценностно-целевого объекта культуры.

В настоящее время к культурной сфере относят достигнутый обществом уровень развития образования, науки, искусства, государственности и нравственности. Проблема взаимосвязи культуры и образования становится предметом специальных исследований, что способствует развитию культурологической образовательной парадигмы. Так, М.М. Бахтин и B.C. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования. Отсюда определяются основные ценности культурно-ориентированного образования:

Е.В. Бондаревской обоснована культурологическая концепция личностно-ориентированного образования2. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

1 Библер B.C., Бахтин М.М. Целостная концепция школы диалога культур: Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование, 1998. – № 4. – С. 66-73. Бондаревская Е.В., Кулъневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 1999. – С. 255-258.

жизни, опережающие современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру;

В свете культурологического подхода центром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к сотрудничеству с другими людьми и другими культурами.

Таким образом, образование как часть культуры, с одной стороны, «питается» ею, а с другой – влияет на ее сохранение и развитие через человека. При этом образование выполняет следующие культурные функции:

• социологизаторскую (усвоение и воспроизводство социального опыта).Проведенный анализ взаимосвязи культуры и образования позволяет сделать

следующие выводы:

1. Культура и образование взаимообусловлены. Культура определяет цели, задачи и содержание образования. В то же время образование как часть культуры способствует ее сохранению и развитию. Связующим звеном между культурой и образованием выступает человек, который одновременно является и субъектом определенной культуры, и субъектом соответствующего образования (схема 3).

Схема 3