logo
Общая и профессиональная педагогика

Последовательность решения педагогической задачи

Схема 10

Педагогические воздействия могут быть прямыми и косвенными, управляемыми и неуправляемыми; ответные реакции воспитанников – активными или пассивными, воспринятыми или проигнорированными, эмоциональными или безразличными и т. п.

Принято различать следующие виды педагогических взаимодействий:

Воспитательные взаимодействия могут возникать как при непосредственном участии педагога, так и без него, когда воспитанники в повседневной жизни сами вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Педагогический процесс как целостная динамическая система

Существуют исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Так, на целостность педагогического процесса указывали еще И.Ф. Гербарт и А. Дистервег. Наиболее глубокое обоснование идея целостности педагогического процесса получила в исследованиях К.Д. Ушинского, который понимал под этим единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности1.

П.Ф. Каптерев выделял внешнюю (преподавание) и внутреннюю (учение) стороны педагогического процесса и рассматривал их в единстве2.

Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса в новых условиях внесли С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский и др. К настоящему времени утвердилась мысль, что человек не воспитывается «по частям» и что «целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе»3.

Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство и взаимодействие составляющих-тего компонентов (табл. 4).

Педагогический процесс осуществляется в рамках педагогической системы. Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс, а собственно педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.

К статическим педагогическим системам относятся дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, альтернативные образовательные учреждения (гимназии, лицеи, колледжи и др.), авторские педагогические системы, профессиональные учебные заведения (училища, техникумы, лицеи, колледжи, вузы), учреждения дополнительного образования (спортивные, художественные, музыкальные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т. п.), учреждения повышения квалификации и др.

Ученые считают, что «для представления о педагогической системе в статике достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов), содержания образования и материальной базы (средств)».

Педагогический процесс является динамической педагогической системой, системообразующим элементом которой выступает цель, обеспечивающая субординацию элементов системы по вертикали. По горизонтали систему координирует уровень развития и подготовленности субъектов педагогического процесса.

Ушинский К Д. Три элемента школы – Пед соч.: в 6 т – М., 1989-1990. – Т. 1. – С. 171

2 Каптерев П.Ф. Педашгический процесс. – Спб., 1905. – С 3-11

3 Сластенин В А и др. Педагогика- Учеб. пособ. для студентов вькш учеб, заведений. – М, 2002. –С 141

1 Там же.-С 131

Таблица 4