logo
Общая и профессиональная педагогика

Многоаспектность образования

(по Б.С. Гершунскому)

Аспект

Содержание аспекта образования

1

2

Образование как ценность

Содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества; как «локомотив» общества, образование движет его вперед, обеспечивая должное развитие. Формирование нравственного, интеллектуального и ресурсного потенциала государства.

Всестороннее и гармоничное развитие личности, создание условий для реализации ее потенциальных возможностей, интересов и склонностей. Общество и государство должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, обращать на него особое внимание, понимая, что образование определяет будущее общества. Не случайно в развитых странах на образование выделяется 10-14% национального дохода, продолжительность обязательного образования увеличена до 12-13 лет, разрабатываются и осуществляются национальные программы развития образования

Образование как система

Образование является открытой социальной системой. У каждого народа должна быть создана собственная система образования. В России система образования представляет собой совокупность: • образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направления; • сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; • органов управления образованием, подведомственных им учреждений и предприятий

Образование как процесс

Системообразующим элементом образовательного процесса по вертикали является цель, которая определяется обществом и должна стать убеждением педагога. Общая цель конкретизируется в частных целях (например, цели каждого занятия). Чтобы достигнуть цели образования, необходимо решить определенные задачи. В центре образовательного процесса находятся личности обучающего и обучающегося субъектов. Их взаимная деятельность строится на духовном единстве и осуществляется по общему алгоритму: • анализ исходной ситуации, постановка конкретных образовательных целей и задач; • отбор содержания и средств достижения целей; • планирование и осуществление образовательных действий; • контроль, анализ результатов, корректирование совместной работы.

Заранее устанавливаются критерии и показатели эффективности образовательного процесса. Объектом образовательного процесса является содержание учебного материала, имеющего инвариантный и вариативный компоненты. Субъекты образовательного процесса выбирают оптимальную технологию, включающую определенное сочетание методов, средств и организационных форм совместной деятельности. Результатами образовательного процесса являются уровень развития субъектов этого процесса и уровень развития самого образовательного учреждения. Результаты сравниваются с поставленной целью. Таким образом, основными компонентами образовательного процесса являются цель, задачи, содержание, формы и методы, средства, деятельность субъектов процесса, критерии и показатели эффективности, а также результаты

Образование как результат

Результативность образования можно определить по уровню развития обучающихся и самой системы образования. В этом случае показателями результативности являются: • реализация образовательных стандартов; • развитие сети и укрепление учебно-материальной базы; • развитие образовательных технологий; • развитие системы органов управления образованием; • достижение и подтверждение гражданином определенного ценза, который удостоверяется соответствующим документом; • уровень физического, психического, интеллектуального, нравственного развития обучающихся; • уровень сформированное^ культуры; • состояние здоровья обучающихся; • качество знаний, умений и навыков; • сформирован ность потребности в знаниях и стремления к самообразованию. Результаты образования можно разбить на три группы: количественные (абсолютные значения или проценты); качественные (описание и балльные шкалы); оценочные (отношения, мнения, переживания и др.)

функции образования

В рамках личностно-ориентированной концепции образование должно обеспечивать приоритет развития над обучением, выполнять как социальные, так и личностные функции (схема 1).

Схема 1

Таким образом, мы увидели, что образование – очень сложное, многоаспектное явление и его нельзя определить однозначно. Можно выделить следующие характеристики образования:

По мере перехода к информационному обществу образование всё больше будет становиться самообразованием. Главной задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности, а также для взаимообразования.