logo
Общая и профессиональная педагогика

Сравнительная характеристика интерактивных технологий

Сравниваемые показатели

Интерактивные технологии

Неимитационные

Имитационные

1

2

3

Цели

Передача информации, создание предпосылок для развития некоторых как общих, так и профессиональных навыков и умений

Знакомство с различными видами профессионального контекста, формирование профессионального опыта в условиях квазипрофессиональной деятельности

Особенности организации учебного

занятия

Проблемное содержание обучения, особая организационная процедура ведения занятия, применение технических средств

Игровая процедура в работе с моделью, имитационно-игровые ситуации

Формы и методы

Проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия, «мозговой штурм», кооперативное обучение (учебное сотрудничество)

Неигровые формы: анализ конкретных профессиональных ситуаций. Игровые формы: дидактическая игра, стажировка с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, игровое проектирование

Тактика обучения

Диалогическое взаимодействие педагога и обучаемых

Общение обучаемых между собой и с педагогом в процессе имитации

Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.

Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными (табл. 6).

У

Дискуссия (от лат. discussio – «рассмотрение», «исследование») – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы

чебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы.

Таблица 6