2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
Использование в практике воспитательного процесса методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения обусловлено следующими положениями:
• Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями. Каждая такая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующих знаний, переживаний. Однако одна деятельность не может заменить все остальные. Поэтому в процессе воспитания целесообразно использовать разнообразные виды деятельности.
• Общественно ценная деятельность может не повлиять положительно на воспитанника, если она не имеет для него "личностного смысла" (А.Н.Леонтьев). Общественное отношение лишь тогда раскрывается для человека, становится его личным отношением, когда смыслообразующий мотив деятельности адекватен данному отношению.
• В итоге педагогических воздействий у школьников формируется готовность к выбору цели и способов деятельности. Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого результата (П.К.Анохин), цель человека является той силой, которая определяет способ и характер его действий.
• По отношению к формированию личности школьника деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы соответствующие способы ее педагогической реализации: различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование у них опыта общественного поведения.
Приучение – создание условий, при которых школьник вынужден повторять правильное поведение. Наиболее эффективным использование этого метода является на ранних ступенях воспитания и развития детей.
Требования к приучению:
- Оно невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено.
- Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле.
- Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы.
- Важно организовать самоконтроль учащихся.
- Метод приучения варьирует в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания.
Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся. Чем строже и определеннее режим, тем лучше формируется динамический стереотип, который лежит в основе образования привычек.
Метод приучения тесно связан с методом упражнения – формирование навыков и привычек нравственного поведения путем многократного повторения поступков, действий и т.д. В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее личностно значимой.
В воспитательном процессе используются три типа упражнений:
1. Упражнения в деятельности. Их цель состоит в выработке привычек в труде, поведении, во взаимоотношениях со сверстниками, содействуют приучению к коллективной деятельности. Имеют вид ярко оформляемых и проводимых событий (конкурсы, смотры и др. мероприятия).
2. Режимные упражнения. Соблюдение установленного в школе режима заставляет повторять и закреплять положительные действия, упражняться в выполнении правил поведения, приучает к правильному использовании рабочего и свободного времени.
3. Специальные упражнения. Их цель состоит в выработке и закреплении навыков и умений культурного поведения, приучение к соблюдению правил, связанных с внешней культурой поведения (вставать из-за парты, поднимать руку, выходить к доске и т.д.)
Эффективность и результативность упражнений зависит от уяснения детьми целей и задач предлагаемой деятельности; знания правил выполнения отдельных действий; обеспечения перехода в процессе упражнений от простейших действий к более сложным.
Педагогическая организация жизнедеятельности – преднамеренно подготовленный воспитателем фрагмент деятельности детей, включающий совокупность условий и обстоятельств, обеспечивающих образование у школьников заданных отношений.
Участие школьников в ролевом решении таких ситуаций способствует обогащению их социального опыта, дает возможность формирования более высокого уровня общения с окружающими, оказывает положительное влияние на процесс адаптации. Также у детей развивается умение прогнозировать последствия своих поступков, почувствовать себя на месте другого человека, оценить ситуацию с разных точек зрения и найти ее верное решение, обогащается опыт бесконфликтного поведения. (Н.В. Павлова)
Могут использоваться разные варианты упражнений.
1. Моделирование микроситуации. Упражнение выполняется либо с использованием речи, либо только неречевых средств выразительности и может иметь большое количество вариантов. Указывается на внешние проявления того или иного чувства, состояние человека (какие признаки указывают, что человеку стыдно, грустно и т.д.), какие интонации - способность к правильному восприятию окружающих. Несколько разных вариантов - обогащение нравственного опыта детей. Затем вместе выбирают наилучшее решение, отмечая, чем оно лучше других.
2. Проблемные ситуации с заданным сюжетом. Дается готовое решение проблемы. Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их.
3. Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом. Предлагается придумать, чем могла бы закончиться предлагаемая ситуация и разыграть ее.
4. Моделирование ситуаций по заданной теме. Предполагается самостоятельная работа детей, которые сами придумывают ситуацию, соответствующую названию темы.
После того, как школьники покажут свои решения ситуаций, необходимо организовать их обсуждение - беседа о ситуации вообще и способах ее решения. Разыгранная сцена может обсуждаться как фильм или спектакль, по поводу которого зрители выражают свое мнение.
Коррекционная ценность методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности состоит в том, что затруднение учащихся с интеллектуальной недостаточностью строить свои действия и поступки по словесному предписанию компенсируется путем включения учащихся в специально организованную деятельность, побуждающую их действовать также, как и по словесной инструкции.
- Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- Структура информационного поля коррекционной педагогики.
- Аспекты реализации педагогической информации.
- Предмет и предметная область обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Реализация внутрипредметных и межпредметных связей коррекционной педагогики с другими науками.
- Тема 2. Терминологический аппарат коррекционной педагогики.
- Изменение категориального аппарата науки как показатель ее естественного развития.
- Этапы развития терминологического аппарата коррекционной педагогики.
- Направления уточнения понятий в специальной педагогике.
- Структура категориального аппарата коррекционной педагогики.
- Тема 3. Категория коррекции в олигофренопедагогике
- Понимание коррекции в психолого-педагогических исследованиях
- Механизмы коррекции
- Предметность и результативность коррекции
- Организация коррекционно-развивающего обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 4: Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Определение понятия «адаптация».
- Факторы, определяющие успешность адаптации.
- Виды адаптации
- Возможности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 5. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью как объект и субъект педагогического воздействия.
- 1. Понятие «умственная отсталость»
- Классификация умственной отсталости по степени выраженности дефекта.
- Характеристика основных форм олигофрении по классификации м.С. Певзнер.
- Понятие «задержка психического развития».
- Классификация зпр к.С. Лебединской.
- Особенности управления познавательной деятельностью и эмоционально-волевой сферой школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.
- Занятие 6
- Тема 6. Системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Понятие « педагогическая система», ее основные характеристики.
- 2. История создания педагогической системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 3. Классификация педагогических систем
- Для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2 Слой: увп 2 слой: увп
- 6. Система психолого-педагогического сопровождения воспитания, обучения детей.
- 4. Проблема раннего вмешательства в развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.
- 6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
- 7.2. Школа для детей с зпр (или класс для детей с зпр).
- Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- Абилитационные и реабилитационные услуги лицам с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 7. Интеграция и дифференциация в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Проблема соотношения дифференциации и интеграции в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью
- Педагогическое понимание интеграции.
- Этапы развития интеграции.
- Виды и модели интеграции
- Комбинация 2 типов интеграции:
- Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.
- Уровни интеграции.
- 5. Плюсы и минусы интегрированного обучения
- Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел II. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 8. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как системный процесс.
- 1. Подходы к определению понятия «воспитание».
- Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Понятие «принцип» воспитания
- 5. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.
- Тема 9. Система методов воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Определение метода воспитания.
- 2. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в специальной школе.
- 2.1. Методы формирования сознания личности
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения личности
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
- Тема 10. Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.
- Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с зпр.
- Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
- Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.
- Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел III. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 11. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью как многокомпонентная система.
- 1. Соотношение процесса познания и процесса обучения
- 2. Системный характер процесса обучения.
- 3. Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Применение различных стратегий обучения в организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.
- 5. Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 12. Содержание образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
- Понятие «содержание образования».
- 2. Государственный образовательный стандарт
- 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
- 3.1. Учебный план.
- Особенности коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ.
- Тема 13. Система принципов и методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Понятие « принцип обучения» детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Особенности реализации принципов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 3. Психологический, педагогический и методический аспекты реализации принципов обучения.
- 4. Понятие « метод» обучения.
- 5. Классификация методов обучения.
- 6. Особенности реализации методов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 6.1. Словесные методы.
- Тема 14. Система форм организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Понятие «формы организации обучения».
- 2. Урок как основная форма обучения
- 3. Типы и структура уроков
- Подготовка учителя к уроку.
- 5. Другие формы организации обучения.
- Библиография: