logo
Учебные материалы

3. Типы и структура уроков

В настоящее время существует множество под­ходов к классификации уроков, нет единой классификации и в специальной педагогике. Действительно, трудно группировать уро­ки по общим признакам, так как каждый конкретный урок имеет свои цели и задачи, на нем используются разные обучающие тех­нологии, изучается разный учебный материал, ученический со­став неоднороден по потенциальным возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Классификация урока может быть проведена по следующим основаниям:

  1. по содержанию и способу проведения (И.Н.Казанцев);

  2. по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности:

- смешанный или комбинированный урок.

3) по дидактической цели урока и месту урока в общей системе уроков:

В коррекционной педагогике используется классификация в зависимости от основной образовательной цели: сообщение новых знаний; закрепление знаний и умений, обобщение и систематизация знаний, проверка и оценка знаний, умений и навыков; комбинированный урок - на нем учитель решает несколько задач. Этапы урока могут быть пред­ставлены в любой последовательности. Деятельность учащихся и учителя на таком уроке динамична, последовательна, соответствует возможностям обучающихся.

Под структурой урока понимается внутреннее строение, по­следовательность реализации отдельных этапов усвоения знаний учеником. Общими элементами уроков являются: организация начала урока, проверка усвоения ранее изученного материала, сообщение учащимся целей и задач урока, объяснение нового материала, закрепление и повторение, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания и подготовка детей к самостоятельной работе над ним.

Структура урока определяется дидактическими, коррекционно-развивающими и воспитательными целями, его местом в системе уроков по теме. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущими и подготавливать к изучению последующего материала.

Урок в специальной (коррекционной) школе VIII вида про­должается 40 — 45 минут. В настоящее время возможны вариации (35 минут в 1-м классе).

Требования к уроку состоят в следующем:

- реализация в комплексе образовательной, коррекционно-развивающей и воспитательной функций обучения;

- соответствие урока принципам обучения;

- организационная четкость урока;

- соответствие содержания урока учебным программам;

- осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;

- обязательность использования средств активизации учебной деятельности школьников.

Определяющее значение в реализации задач обучения играет подго­товленность учителя к уроку.