logo
Учебные материалы

4. Проблема раннего вмешательства в развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Одна из основных задач организации коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью является создание системы раннего выявления и ранней комплексной помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии - службы раннего вмешательства.

При условии грамотной организации эффективной ранней помощи можно предупредить проявления вторичных отклонений в развитии и обеспечить возможность включения ребенка в образовательный процесс, включение ребенка в общество (Выготский Л.С.).

Основные функции службы раннего вмешательства состоят в следующем:

  1. изменение временных границ начала оказания специальной коррекционно-развивающей помощи (от первых месяцев жизни).

  2. максимально ранняя диагностика нарушений развития у детей. Диагностика отклонений в развитии детей должна носить комплексный характер, иначе снижается эффективность дальнейшего коррекционного воздействия.

  3. сокращение интервала между моментом определения характера проблем, имеющихся у ребенка, и началом целенаправленной коррекционной помощи.

  4. обязательное включение родителей (или лиц их заменяющих) в коррекционный процесс. Задача состоит в том, чтобы помочь родителям изменить в благоприятную сторону условия, в которых живет их ребенок.

  5. разработка необходимых коррекционно-развивающих программ, использование специфических приемов, методов и средств коррекционного воздействия.

Помимо коррекционных мероприятий осуществление ранней коррекционной помощи предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж, водные процедуры, общеразвивающие и музыкальные занятия, уход, закаливание, организацию правильного режима дня.

Ранняя педагогическая работа в учреждениях службы раннего вмешательства должна быть направлена на развитие у детей способности ориентироваться в окружающем, на коррекцию и профилактику отклонений в развитии, связанных со структурой дефекта и влиянием депривационных факторов риска.

Содержание работы может изменяться в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития, структуры нарушения.