5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.
Психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) создаются как постоянно действующий орган осуществления квалифицированной помощи детям и профилактической работы с родителями и педагогами.
Задачи ПМПК:
Выявление детей, нуждающихся в специальной медико-психолого-педагогической помощи.
Изучение и диагностика особенностей психофизического развития детей.
Дифференцированный отбор детей в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения специального назначения системы образования, в учреждения социального обеспечения, а также в учебно-профилактические учреждения в соответствии с положением по приему в эти учреждения.
Решение вопросов перевода детей из одного типа детских учреждений в другой или на индивидуальное обучение.
Коррекционная и реабилитационная работа с детьми с учетом их индивидуальных, половых и возрастных особенностей.
Выявление диагностически сложных случаев и решение диагностических задач на основе обучения детей в диагностических группах.
Оказание научно-методической помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии, детским школьным и дошкольным учреждениям, в которых они обучаются, а также осуществление консультации.
Структура ПМПК:
1. Информационно-научно-методический отдел. Собирает и систематизирует различную информацию о детях с проблемами развития.
2. Клинический отдел
Устанавливает характер отклонений, приведших к нарушениям в психофизическом развитии ребенка. Осуществляет проведение педиатрического, генетического, иммунологического, неврологического, психиатрического обследования ребенка.
3. Психологический отдел
Данному подразделению принадлежит ведущая роль в ПМПК, так как здесь осуществляется обобщение всех сведений о ребенке, накопленных различными специалистами, выявляются индивидуально-психологические особенности ребенка, и дается заключение, на основании которого ребенок направляется в тот или иной тип педагогического или лечебного учреждения. В функции этого отдела входят выявление индивидуальных особенностей психофизической сферы ребенка с определением первичных и вторичных отклонений и их причин; разработка рекомендаций по направлению детей в определенный тип детского учреждения или в диагностические группы и классы; консультирование родителей и педагогов.
4. Педагогический отдел
Проводит педагогическое изучение ребенка, как в условиях его индивидуального обследования, так и в условиях его обучения в диагностических группах или классах. Такие группы или классы организуются при ПМПК по мере необходимости (Диагностические группы сроком от 2 недель до 1 месяца. Диагностические классы сроком от полугода до 1 года).
Основные функции подразделения:
а) выявление объема и уровня знаний, умения и навыков ребенка, особенностей усвоения программного материала;
б) выявление поведенческих реакций ребенка и их отклонений;
г) проведение системного изучения ребенка в диагностических группах и классах;
д) разработка рекомендаций по коррекции отклонений в развитии (совместно с психологом) и конкретных методик для индивидуальной работы с ребенком;
е) пробное обучение в диагностических группах;
ж) обучение в диагностических классах;
з) работа с родителями, их консультирование;
и) консультативная помощь учреждениям, в которые определен ребенок для обучения.
5. Отдел социальной поддержки изучает обстановку и условия жизни детей в семье; оказывает социальную и правовую помощь ребенку и его семье;
- Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- Структура информационного поля коррекционной педагогики.
- Аспекты реализации педагогической информации.
- Предмет и предметная область обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Реализация внутрипредметных и межпредметных связей коррекционной педагогики с другими науками.
- Тема 2. Терминологический аппарат коррекционной педагогики.
- Изменение категориального аппарата науки как показатель ее естественного развития.
- Этапы развития терминологического аппарата коррекционной педагогики.
- Направления уточнения понятий в специальной педагогике.
- Структура категориального аппарата коррекционной педагогики.
- Тема 3. Категория коррекции в олигофренопедагогике
- Понимание коррекции в психолого-педагогических исследованиях
- Механизмы коррекции
- Предметность и результативность коррекции
- Организация коррекционно-развивающего обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 4: Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Определение понятия «адаптация».
- Факторы, определяющие успешность адаптации.
- Виды адаптации
- Возможности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 5. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью как объект и субъект педагогического воздействия.
- 1. Понятие «умственная отсталость»
- Классификация умственной отсталости по степени выраженности дефекта.
- Характеристика основных форм олигофрении по классификации м.С. Певзнер.
- Понятие «задержка психического развития».
- Классификация зпр к.С. Лебединской.
- Особенности управления познавательной деятельностью и эмоционально-волевой сферой школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.
- Занятие 6
- Тема 6. Системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Понятие « педагогическая система», ее основные характеристики.
- 2. История создания педагогической системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 3. Классификация педагогических систем
- Для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2 Слой: увп 2 слой: увп
- 6. Система психолого-педагогического сопровождения воспитания, обучения детей.
- 4. Проблема раннего вмешательства в развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.
- 6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
- 7.2. Школа для детей с зпр (или класс для детей с зпр).
- Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- Абилитационные и реабилитационные услуги лицам с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 7. Интеграция и дифференциация в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Проблема соотношения дифференциации и интеграции в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью
- Педагогическое понимание интеграции.
- Этапы развития интеграции.
- Виды и модели интеграции
- Комбинация 2 типов интеграции:
- Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.
- Уровни интеграции.
- 5. Плюсы и минусы интегрированного обучения
- Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел II. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 8. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как системный процесс.
- 1. Подходы к определению понятия «воспитание».
- Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Понятие «принцип» воспитания
- 5. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.
- Тема 9. Система методов воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Определение метода воспитания.
- 2. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в специальной школе.
- 2.1. Методы формирования сознания личности
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения личности
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
- Тема 10. Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.
- Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с зпр.
- Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
- Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.
- Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел III. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 11. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью как многокомпонентная система.
- 1. Соотношение процесса познания и процесса обучения
- 2. Системный характер процесса обучения.
- 3. Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Применение различных стратегий обучения в организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.
- 5. Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 12. Содержание образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
- Понятие «содержание образования».
- 2. Государственный образовательный стандарт
- 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
- 3.1. Учебный план.
- Особенности коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ.
- Тема 13. Система принципов и методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Понятие « принцип обучения» детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Особенности реализации принципов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 3. Психологический, педагогический и методический аспекты реализации принципов обучения.
- 4. Понятие « метод» обучения.
- 5. Классификация методов обучения.
- 6. Особенности реализации методов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 6.1. Словесные методы.
- Тема 14. Система форм организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Понятие «формы организации обучения».
- 2. Урок как основная форма обучения
- 3. Типы и структура уроков
- Подготовка учителя к уроку.
- 5. Другие формы организации обучения.
- Библиография: