logo
Учебные материалы

6.1. Словесные методы.

Рассказ — яркое, эмоциональное изложение учителем собы­тий, явлений. Он непродолжителен во времени, воздействует на мысль учащегося, его чувства.

Рассказы делятся на педагогические и художественные. Педа­гогический отличается от художественного тем, что в нем исполь­зуются только отдельные приемы художественного рассказа. Рас­сказы делятся на группы с учетом использования в конкретной педагогической ситуации: рассказ-описание, рассказ-изложение, рассказ- вступление.

Слово является источником знаний. К речи учителя предъяв­ляется ряд требований:

Беседа - метод, при помощи которого учащиеся отвечают на вопросы учителя. Беседы делятся на вводную, беседу-сообщение и заключитель­ную. Беседы используются на разных этапах урока с различными целями. Беседа часто сопровождается демонстрацией предметов, самостоятельной работой учащихся. К проведению беседы учи­тель должен серьезно готовиться. Необходимо определить тему урока, его цели; подобрать материал; затем определить вид бесе­ды; продумать вопросы.

Особое внимание учитель должен уделять построению учащимся ответа на поставленный вопрос, формулировке вопросов самими учащимися.

Наглядные методы (демонстрация, экскурсия, наблюдение) имеют исключительное значение, так как в про­цессе их использования овладение учебным материалом происхо­дит с опорой на непосредственное чувственное восприятие уча­щимися действительности. Определяя объекты для наблюдения, учитель должен продумать:

Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомле­нии учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натураль­ном виде. Данный метод является уникальным, так как служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств. Выделяется демонстрация натуральных объектов, символи­ческих, схематических изображений и т.д.

Наблюдение организуется на основе перцептивного опыта учащихся и представляет собой процесс развернутого целе­направленного восприятия, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке (на пришкольном участке, в каби­нете, живом уголке, на экскурсии). Ученики видят предмет в ес­тественных условиях. В этом случае наглядность как бы сливается с практическими действиями ученика, побуждает его к размыш­лению, описанию, обсуждению.

К выбору и использованию наглядности в учебном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида предъявляется ряд требований:

К методам наглядного обучения относится использование тех­нических средств обучения (ТСО): показ кино, диафильмов и ви­деозаписей, работа за компьютером с дисплейным отражением информации. С помощью кино, диафильма можно показать уча­щимся динамику развития явлений (извержение вулканов, рас­пускание почек, созревание плодов и т.д.).

Требования к использованию ТСО:

Практические методы. К практическим методам относятся устные и письменные упражнения, лабораторные работы, работа в мастерских, на пришкольном участке, элементы программиро­ванного обучения.

Практические методы помогают учащимся глубже понять и ос­мыслить изучаемый материал, сформировать умения и навыки. Ис­точником знаний является сама деятельность учащихся.

Использование данной группы методов происходит в основ­ном после изучения большой темы или отдельных ее разделов на повторительно-обобщающих и контрольно-учетных уроках.

Выполнение упражнений способствует повторению изученно­го материала, его закреплению.

Упражнения (письменные, устные) - это метод обучения, представляющий собой организованное повторение действий с целью более успешного их запоминания, повышения качества знаний. Достоинство этого метода в том, что он обеспечивает успешное формирование умений и навыков. Различают специаль­ные, производные и комментированные упражнения. Упражнения могут быть устные и письменные.

Чтобы использование упражнений было эффективным, они должны отвечать определенным требованиям:

Лабораторно-практические работы как метод направлены на приобретение учащимися новых знаний. Учащиеся выполняют за­дания творческого характера в условиях проведения конкретных опытов, закрепляют практические навыки, измеряют, вычисля­ют, сравнивают полученные результаты с уже имеющимся. Прак­тические работы направлены на применение полученных знаний при решении практических задач, на осуществление связи теории и практики.

Самостоятельные работы — это особый вид деятельности уча­щихся. Учащийся должен быть готовым к выполнению предстоя­щей работы.

Различают следующие типы самостоятельных работ: самостоя­тельные работы по образцу, репродуктивные, вариативные и твор­ческие работы. Использование конкретной формы заданий обус­ловлено двумя основными факторами:

Задание

1. Заполнить таблицу: «Регламентация сторон процесса обучения его принципами».

Принцип обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Содержание образования

Принцип научности

Принцип доступности

Принцип сознательности и активности

Принцип единства чувственного и абстрактного (наглядности)

Принцип прочности

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода

Принцип развивающего характера обучения

Принцип систематичности и последовательности

2. Задания по карточкам. Студентам предлагаются фрагменты уроков, по которым необходимо определить, какие принципы обучения реализуются в этих фрагментах.

3. Групповая работа: заполнение таблицы «Подходы к классификации методов обучения».

Основание для классификации

Группы методов

Характеристика методов (содержание метода, деятельность учителя, деятельность учащихся)

1. Источник знаний

2.Характер познавательной деятельности

3.Способ педагогического руководства

4. Этапы обучения

5.Дидактические цели и соответствующие виды деятельности

6. Целостный подход к обучению

Литература

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. М. 1994.

  2. Голуб В.А. Основы общей дидактики. М. 1999.

  3. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М. 2005.

  4. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев. 1985.

  5. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М. 2001.

  6. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М. 2006.

  7. Обучение детей с нарушением интеллекта /Под ред. Б.П. Пузанова М. 2000.

  8. Рудакова И.А. Дидактика. Ростов-на-Дону. 2005.

  9. Сидоркин А.М. Методы воспитания// Магистр. – 1991. – Ноябрь. Стр. 55-62.

  10. Сластенин В.А. Педагогика. М. 2000.

  11. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. /Под ред. Т.А. Власовой. М. 1981.